|
ЧЖОУ ДУНЬИЧЖОУ ДУНЬИ Чжоу Маошу, Чжоу Лянь-си, Чжоу-цзы (учитель Чжоу) (1017, Индао, ныне в уезде Даосянь, пров. Хунань,—14.7.1073, Лушань, пров. Цзянси), кит. философ, один из основоположников неоконфуцианства. Среди учеников Ч. д. были братья Чэн, а также крупный политич. деятель Ван Аньши (1019—86). В трактатах «Тайцзи ту шо» («Объяснения к диаграмме Великого предела») и «Тун шу» («Книга проникновения»), гл. комментарий к которым был написан Чжу Си, Ч. Д., основываясь на положениях «Ицзин и некоторых идеях даосизма, дал космологич. и онтологич. обоснование этич. концепций. Он разработал идею закона (ли), космич. сил инь и ян и пяти движущих начал (у син), т. е. противоположностей и первоэлементов материальной природы. Беспредельный великий предел (тайцзи), двигаясь, порождает ян — свет (который Ч. Д. понимал как «движение», приводящее к «изменению»), а находясь в неподвижности — инь — тень (покой, ведущий к «соединению»). При этом ян, достигая своего предела, переходит в инь, а инь — опять в ян. Их взаимодействие производит у син (вода, огонь, дерево, металл, земля). Последние, действуя во времени, в таинств. союзе с тайцзи, инь и ян, через посредство мужского (небо) и женского (земля) начал порождают тьму вещей, непрерывно себя воспроизводящих. Венцом этого процесса является человек, обладающий пятью моральными принципами (человечность, справедливость, приличие, знание, верность) и отличающий добро от зла. Основой моральных качеств и источником всякой деятельности является искренность (честность — чэн), тождественная бездействию. В теории гос. устройства Ч. Д. центр. место отводил правителю, который должен быть образцом правильного поведения: правитель с чистым сердцем, не нарушающий моральных принципов, речью, внешностью, взглядом и слухом привлекает к себе добродетельных и талантливых людей, с помощью которых легко управлять страной. Chow Ylh-chlng.La Philosophie morale dans le neO-confucianisme (Tcheou TouenYi), P., 1954; см. также лит. к ст. Неоконфуцианство. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЧЖОУ ДУНЬИ (род. 1017, Индао, провинция Хунань – ум. 14 июля 1073, Лушань) кит. философ, стоявший у истоков неоконфуцианства. Развивал со ссылкой на «Йцзин» натурфилософию. Считал, что пять элементов – вода, дерево, огонь, земля, металл – вызывают в результате соединения их двумя «ци» («силами») вечный круговорот вещей, их возникновение и уничтожение. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЧЖОУ ДУНЬИ ЧЖОУ ДУНЬИ (Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы, ЧжоуЮань-гун) [1017, Индао (современный уезд Даосянь провинции Хунань) —14 июля 1073, Лушань провинции Цзянси] — китайский философ и литератор, основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036—71 находился на государственной службе, занимая административные посты среднего уровня. Прямыми учениками Чжоу Дуньи были братья Чэн ( Чэн Две, Чэн И). Посмертно в 1120 получил почетное имя Юань-гун (князь Изначального), в 1241 удостоился титула графа (бо) Жунани и установления таблички с его именем в храме Конфуция. При последующих династиях ему присваивались еще более высокие титулы и звания (1319 — князь Даого; 1714 — “древний мудрец”). 1лавные философские сочинения — “Тай цзи ту шо” (“Изъяснение “Плана Великого предела”) и “Тун шу” (“Книга проникновения”), или “И тун” (“Проникновение в “Перемены””). “Тай цзи ту шо” представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме (“Плану Великого предела”), производной от аналогичной схемы даоса Чэнь 1уаня (10 в.). По “Тай цзи ту шо”, все многообразие мира: силы инь ян, “пять элементов” (в трактате названы “пятью пневмами”), четыре времени года, а также добро и зло, “пять постоянств”, вплоть до “тьмы дел” — исходит из “Великого предела” (тай цзи). Тот в свою очередь следует за “Беспредельным”, или “Пределом отсутствия/небытия”. Порождающая функция “Великого предела” реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга “движение” и “покой”. Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма. Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т. е. у цзи (“Беспредельное”), проявляется в качестве “подлинности/искренности” (“он). Эта категория, совмещающая онтологический (“путь Неба”) и антропологический (“путь человека”) смысл, в “Тун шу” заняла центральное место. Определяющая высшее благо и “совершенномудрие” “подлинность/ искренность” в идеале требует “главенства покоя”, т. е. отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи — сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики), основанную прежде всего на “ Чжоу и”, мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосскобуддистская проблематика. Лит.: Бичурин Н. Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов.— “Московский телеграф”, 1832, ч. 48, № 21-23, с. 3-33,157-197,285-316; Кривцов В. А. Китайский космогонический трактат XI века.— “ВФ”, 1958, № 12; Еремеев В. Е. Чертеж антропокосма. М., 1993. А. И. Кобзев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|