|
КазначейКазначей Некогда бодхисатва был царским казначеем Высокое происхождение, ученость, возвышенный образ мыслей, красноречие, сострадание к людям, щедрость обеспечили ему всеобщее уважение Был он счастлив и в семейной жизни Жена в нем души не чаяла И вот как-то он отправился во дворец на встречу с царем, а в его отсутствие в дом явилась навестить дочь теща Разговор пошел о том, о сем В конце же, собираясь уходить, старая женщина спросила — Не пренебрегает ли тобой супруг доченька? Как он с тобой обращается? — Мой муж добродетельнейший человек Такого обращения, полного благородства не встретишь даже у нищенствующего монаха, — тихо промолвила жена бодхисатвы Мать же, у которой от старости ослабел слух, решила, что зять ее стал нищенствующим монахом и разразилась громкими рыданиями — Как он может, — причитала она, — покинуть добродетельную и любящую супругу! Где это видано, чтобы такой молодой и красивый человек, оставив дом, город, царскую службу, ушел в лес к диким зверям! Эти вопли привели дочь в такое состояние, что, забыв, с чего они начались, она тоже решила, что ее супруг намерен уйти в монахи, но об этом ей пока не сказал, чтобы не волновать. Плач матери и дочери поднял на ноги весь дом. Забились в рыданиях служанки и слуги. Сбежались соседи и просто прохожие, испытавшие благодеяния бодхисатвы и решившие разделить горе семьи. Между тем бсдхисатва, завершив беседу с царем, в добром настроении возвращался домой Приняв его отчет о доходах и расходах казны, царь осыпал его благодарностями и назвал первым из друзей. Уже в начале улицы, на которой стоял его дом, казначей увидел огромную толпу и сразу подумал, что в доме случилась какая-то беда. Поэтому он послал слугу узнать, что случилось Тот, вскоре вернувшись, не только успокоил его, но и обрадовал — Все живы и здоровы Но говорят, что ты решил покинуть свой дом, стать нищим монахом Лицо бодхисатвы покрылось румянцем стыда «Как же так случилось, что я сам не пришел к мысли оставить город, вместилище дурных страстей? Выходит, народ лучше, чем я о нем думал. И он обо мне такого высокого мнения, что считает способным презреть все, что меня здесь удерживает!» Не возвращаясь домой, бодхисатва пришел во дворец и, получив разрешение на прием, обратился к царю с такими словами: — Дозволь мне, царь, оставить службу и этот мир Царь был настолько удивлен, что утратил дар речи Прийдя в себя, он спросил. — Что же могло произойти за столь короткое время после того как мы расстались, чтобы ты решил изменить свою жизнь и нанести мне, столь тебя любящему, жестокую обиду. Отвечай! — Идя к дому, о царь, я узнал, что народ верит в то, что я могу стать нищенствующим монахом. — Что с тобою, мой друг? — проговорил царь, обхватив голову обеими руками — Я ведь знал тебя как благоразумного, трезвомыслящего человека, содержащего государственную казну в образцовом порядке, не поддающегося ни слухам, ни соблазнам. И ты прислушался к болтовне людишек, которым пришло в голову невесть что? — Ты не прав, царь, - возразил бодхисатва Я достиг уважения людей честностью и исполнительностью Но есть высшие добродетели, доступные лишь тому, кто не связан с этим миром путами, кто может отказаться от имущества и мирской славы Не ставь мне в этом преграды, о царь! Слова эти убедили царя, и он не стал задерживать казначея, который, оставив все, тотчас отправился в лес Но у городских ворот бодхисатву нагнали друзья Одни протягивали к нему с мольбой руки, другие пытались преградить ему путь, третьи обрушивали на него брань, упрекая в бессердечии Нашлись и такие, которые пытались убедить бодхисатву вернуться, приводя мудрые изречения из священных книг об обязанностях главы дома Бодхисатва обратился к ним с такой речью: — Не оплакивайте меня, друзья Ибо это следует делать по отношению к умирающим и мертвым Если же причина скорби разлука со мною, то что вам мешает разделить мой жребий? Взгляните на меня, я не скорблю, не страдаю Я ухожу от страданий, ибо причина их в привязанности к путам, которые я разрываю Простившись с друзьями, бодхисатва ушел в лес и провел там жизнь в счастьи, сияя своими добродетелями (Источник: «Мифы древности: Индия. Научно-художественная энциклопедия.» Немировский А.И., М:., Лабиринт, 2001.) Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|