Царь


Царь
I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ
1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Втор 33:5; Пс 149:2; Ис 33:22; ср. 1Цар 8): Он давал народу Свои см. Законы и установления (Исх 20:11 и след.), открывал Свою волю через см. Урим и туммим и через Своих см. Пророков (Втор 18:15 и след.). Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств., а по Его воле (Исх 3:10; Чис 27:18-20). После их смерти религ. и обществ. порядок нарушился: израильтяне стали поступать, исходя из собств. представлений о справедливости (Суд 17:6). Не смогли кардинально изменить к лучшему жизнь народа и см. Судьи, вновь и вновь посылаемые Богом для освобождения израильтян, когда те взывали к Нему, оказавшись под чужеземным гнетом (Суд 2:16 и след.). Угроза Израилю, исходившая от филистимлян (см. Филистимляне) (ср. 1Цар 13:19-22), а также продажность сыновей Самуила послужили поводом к тому, чтобы народ потребовал себе Ц. и, т.о., отверг владычество Бога (1Цар 8). Господь удовлетворил требование народа, дав ему Ц. (ст. 7,22);
2) Ц. должен был стать наместником и заместителем Бога, водимым Св. Духом (1Цар 10:6; 3Цар 3:8 и след.). В Законе, даров. евр. народу еще до вступления в Ханаан, учитывалась возможность появления у израильтян Ц. (Втор 17:14-20), при этом особо подчеркивалась обязанность этого Ц. повиноваться Божьим заповедям. Несмотря на предостережения Самуила, первый израил. царь см. Саул не смог выполнить этого требования; непослушание Ц. привело к его свержению (1Цар 13:9-14; 15:13-23). Преемник Саула см. Давид (XI), напротив, был и остался - несмотря на свои прегрешения - человеком по сердцу Божьему (1Цар 13:14; Деян 13:22). Господь даровал Давиду обетование о том, что цар. власть навсегда останется у его потомков (2Цар 7) и из его рода произойдет праведный владыка (см. Мессия см. Иисус Христос см. Имена Иисуса Христа, III,А), Царства Божиего (см. Царство Божие) (2Цар 23:1-5). Эта надежда продолжала жить и в те времена, когда иудейские Ц. становились все более безбожными, а государство в конце концов было уничтожено (587 г. до Р.Х.). Однако в течение столетий с образом Мессии стало связываться так много ложных (т.е. противоречащих Библии) представлений, что явление Иисуса, ставшее долгожданным исполнением обетования, уже не соответствовало ожиданиям Его современников, и поэтому Он натолкнулся на их неприятие;
3) стабильность Южного, Иудейского, царства контрастирует с частой сменой династий и отдельных правителей в Северном, Израильском, царстве. Хотя призвание Господом Иеровоама I (3Цар 11:29-39) стало возмездием за идолопоклонство Соломона (ст. 33), оно не коснулось обетования, данного Давиду (ст. 36). Условием обещанного Иеровоаму благословения было его личное послушание Богу (ст. 38), но он, как и все его преемники, оказался духовно несостоятельным (3Цар 12:26 и след.). С этого времени порядок передачи престола от отца к сыну все чаще нарушается в результате заговоров и цареубийств (3Цар 15:27; 16:9 и след.; 4Цар 15:10,14,25,30). Вероятно, т.о. вершится Божий суд (3Цар 15:29 и след.; 16:11 и след.), но конкретное поручение такого рода Бог дал только Ииую (4Цар 9:1-13). Представляется, что в случае с Амврием и Фамнием (3Цар 16:16,21) имели место своего рода выборы, осуществленные народом по воле Господа; правивший позднее Менаим отличался жестокостью, бесчестными поступками и идолопоклонством (4Цар 15:16).
II. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ
Для народа Божьего Ц. был Божьим см. Помазанником (1Цар 10:1; 16; 3Цар 1:32-35). Помазание должно было свидет-вовать о том, что новый Ц. поставлен Богом и что он получил от Него соотв. дарования. Знаками цар. власти явл. венец и скипетр (Быт 49:10; 2Цар 1:10). Истинные пророки - Нафан (2Цар 12), Илия (3Цар 21), Михей, сын Иемвлая (3Цар 22:8 и след.), и др. - вновь и вновь предъявляли земным владыкам требования Господа. Лжепророки же льстили им, как это было, напр., в случае с Ахавом, к-рого они провоцировали на войну против Рамофа Галаадского (3Цар 22). Отношение неправедных Ц. к богослужению в Иерусалимском храме и к священству в решающей степени определило приговор, к-рый вынес им Бог (3Цар 22:43; 4Цар 16:2 и след.). Цари Северного царства навлекли на себя проклятие (3Цар 16:2) тем, что продолжали поклоняться изображениям тельца, к-рые Иеровоам I установил в Вефиле и Дане (4Цар 17:21-23; ср. 3Цар 12:28-32). Но еще губительнее оказалось идолопоклонство, в к-ром были повинны и иуд. Ц. - Ахаз, Манассия, Амон (4Цар 16; 21). см. Высота.
III. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЦАРЯ
Израил. Ц. были предводителями войска во время войны (1Цар 12:2). Однако Давид нередко отправлял в поход только своего военач., а сам оставался в Иерусалиме (2Цар 10:7; 11:1). В руках Ц. находилось управление страной. Он был верховным судьей (3Цар 3:9); в его пользу взимались подати (1Цар 8:14-17; см. Подати). Для сбора податей Соломон назначил в уделы десяти колен Израилевых (уделы Иуды и Симеона не названы) 12 приставников, подчиненных одному начальнику (3Цар 4:7-20). Кроме них, цар. службу несло множество других чиновников и военачальников различного уровня (см. 2Цар 8:15-18; 20:23-26; 3Цар 4:1-6; 1Пар 27:25-34 и соотв. статьи); их содержание обеспечивалось за счет податей, взимаемых с населения, а иногда и прямых экспроприаций (1Цар 8:14 и след.). Кр. того, Ц. мог привлекать израильтян к оброчным работам. Иногда в Библии говорится о совещат. или согласит. функциях старейшин (см. Старейшины) (3Цар 12:6) или собрания израильтян (1Пар 13:1-4), однако нет никаких сведений об ограничении цар. власти или контроле над ней.
IV. ЦАРИ, ПРАВИВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЗРАИЛЯ
Помимо Ц. Израиля в Библии упоминаются Ц. других стран и областей, обладавшие высшей, неогранич. властью:
1) правители великих держав:
в Египте (см. Египет) - см. Фараон;
в Ассирии (см. Ассирия) - см. Феглаффелласар, см. Салманассар, см. Саргон, см. Сеннахирим, см. Асархаддон, см. Аснафар;
в Вавилонии (см. Вавилония) - см. Меродах-Валадан, см. Навуходоносор, см. Евилмеродах, см. Нергал-Шарецер, см. Валтасар;
в Персии - см. Кир, см. Дарий, см. Артаксеркс; а также см. Александр Македонский, см. Кесарь;
2) правители малых царств:
месопотамские Ц., современники Авраама (Быт 14:1), см. Ог, Ц. васанский, и см. Сигон, Ц. есевонский (Втор 29:7); месопотамский Ц. см. Хусарсафем (Суд 3:8);
арам. (сир.) правители см. Разон, см. Венадад, см. Азаил, см. Рецин, см. Адраазар (2Цар 8:3), см. Фой (ст. 9), Ц. см. Маахи (2Цар 10:6), см. Фалмай (2Цар 3:3), Ц. см. Емафа и см. Арпада (4Цар 19:13).
Из Ц. племен упоминаются см. Аммонитяне см. Наас (1Цар 12:12), см. Аннон (2Цар 10:1) и см. Ваалис (Иер 40:14); см. Моавитяне см. Валак (Чис 22:4), см. Еглон (Суд 3:12) и см. Меша (4Цар 3:4), а также цари см. Эдома (Быт 36:31-39).
Аравийские Ц., видимо, были не более чем вождями племен:см. Мадианитяне - Зевей и Салман (Суд 8:12), амаликитянин - Агаг (1Цар 15:8), кедарянин см. Гешем. Набатей см. Арета IV (2Кор 11:32), напротив, обладал значит. властью;
3) еще менее влият., чем Ц. племен, были Ц., правившие отдельными городами. Особняком среди них стоят финикийцы (см. Финикия, финикийцы), см. Хирам и см. Ефваал, к-рые благодаря своим обширным торг. связям добились значит. международного влияния. Филистимские князья (см. Филистимляне) также в нек-рых случаях названы Ц., напр. см. Авимелех, Ц. герарский, см. Анхус, Ц. гефский, и Ц. Газы (Зах 9:5). Среди многочисл. Ц. ханаан. городов упоминаются см. Мелхиседек и пять Ц., чьи владения располагались в районе Мертвого моря (Быт 14:2)- все они были современниками Авраама; говорится также о см. Емморе, Ц. Сихема, современнике Иакова, кр. того, о Ц. Арада (Чис 21:1), о Ц., побежденных Иисусом Навином (Нав 12:9-24), и о см. Иавине (2); 4) о Ц., правивших в период между ВЗ и НЗ. см. Маккавеи; о Ц., правивших в новозаветную эпоху, см. Ирод Великий, см. Архелай, см. Ирод Антипа, см. Ирод Агриппа I и Ирод Агриппа II.


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Синонимы:
    авторитет, агамемнон, атрей, басилевс, валтасар, владыка, властитель, государь, дабог, император, ирод, король, лукумон, мидас, минос, монарх, негус, порфироносец, правитель, приам, скипетродержец, скипетроносец, соломон, фараон, царек, цезарь, эдип, яяти


Просмотров: 1555
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • 3Цар.11:2
  • 3Цар.11:20
  • 3Цар.11:21
  • 3Цар.11:22
  • 3Цар.11:23
  • 3Цар.11:24
  • 3Цар.11:25
  • 3Цар.11:26
  • 3Цар.11:27
  • 3Цар.11:28
  • 3Цар.11:29
  • 3Цар.11:3
  • 3Цар.11:30
  • 3Цар.11:31
  • 3Цар.11:32
  • 3Цар.11:33
  • 3Цар.11:34
  • 3Цар.11:35
  • 3Цар.11:36
  • 3Цар.11:37
  • 3Цар.11:38
  • 3Цар.11:39
  • 3Цар.11:4
  • 3Цар.11:40
  • 3Цар.12:14
  • 3Цар.12:26
  • СЛЕД
  • СЛЕД МНЕСИЧЕСКИЙ
  • След
  • След памяти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь