|
Послания ПетраПослания Петра Главная тема Первого и Второго П.П. - надежда на спасительную благодать Господа и на приход нового Божьего мира. Однако в Первом послании речь идет о живой надежде, к-рая есть у верующих и к-рая основывается на факте их нового рождения, а во Втором - о лжеучениях, к-рые ставят эту надежду или ее скорое осуществление под сомнение. I. ВВОДНЫЕ ВОПРОСЫ 1) в обоих посланиях автором назван ап. Симон Петр (1Пет 1:1; 5:1; 2Пет 1:1). Подтверждаемое древнецерк. традицией (Поликарп, Папий, Тертуллиан, Климент Александрийский) авторство Петра в отношении Первого послания стало подвергаться сомнению только в новейшее время, а в отношении Второго послания такие сомнения высказывались и ранее. Первое надежное свидет-во по поводу Второго послания мы находим у Оригена (III в.). Первое послание адресовано членам церквей в Малой Азии (1Пет 1:1), к-рые, будучи частью нового народа Божьего (1Пет 2:9 и след.), живут там в рассеянии как пришельцы и странники (ст. 11), в то время как их наследство находится на небесах (1Пет 1:4). Т.о., в числе получателей послания были, вероятно, и христиане из язычников, жившие в языч. окружении, поскольку Петр не ограничивался работой среди одних только евреев. Послание обращено ко всем церквам Малой Азии. Второе послание, очевидно, также было пред-назначено многим церквам, круг к-рых, однако, точно определить невозможно; 2) а) авторство Петра в отношении Первого послания оспаривалось на том основании, что в нем якобы прослеживается лит. связь с другими новозаветными сочинениями и особенно с посланиями ап. Павла. Но эта связь легко объяснима общностью раннехрист. представлений и языка первых христиан, что является установленным фактом. К этому следует добавить и то, что соавтором послания назван Силуан (см. Сила) (1Пет 5:12); этот человек, упоминаемый также в 2Кор 1:19; 1Фес 1:1; 2Фес 1:1, в течение многих лет был сотрудником Павла. Поэтому нек-рое лит. сходство Первого послания с посланиями Павла не дает права сомневаться в том, что это послание было написано именно Петром; б) в отношении Второго послания есть несколько причин для такого рода сомнений. Это послание имеет очень много общего с Посланием Иуды (см. Иуда), но тематическая связь (лжеучителя, появление к-рых только предсказывалось во Втором послании, во время написания Послания Иуды уже активно действуют) позволяет считать Второе послание Петра более ранним сочинением. Помимо того, исследователи указывали на разницу в стилях обоих посланий, но в этом могло сыграть свою роль соавторство Силуана. Одобрит. слова в отношении посланий ап. Павла (2Пет 3:15 и след.) вряд ли могут считаться весомым аргументом, ставящим под сомнение авторство Петра; в) местом написания П.пП. на основании 1Пет 5:13 может быть признан Рим, к-рый уже во времена первых христиан называли Вавилоном за его враждебность к Богу и греховность его жителей (см. Откр и см. Вавилон, II). О месте написания В.пП. ничего не известно. Поскольку в обоих посланиях нет никаких указаний на страдания христиан во время гонений, устроенных Нероном в 64 г., то они, вероятно, были написаны ранее этой даты. Сказать ч.-л. более определенное о времени написания обоих посланий не представляется возможным. Однако сам характер Второго послания, к-рое по форме напоминает завещание, позволяет предположить, что оно было написано под влиянием надвигавшейся на апостола смерт. угрозы. II. КОМПОЗИЦИЯ А. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ I. Избрание в ряды народа Божьего (1:3 - 2:10): 1. Путь избранных сквозь время (1:3-12): а) возрождение для живого упования (1:3-5); б) испытание надежды (1:6-9); в) откровение и его границы (1:10-12). 2. Новое состояние уповающих (1:13-25): а) дети Божьи (1:13-17); б) искупленные Иисусом Христом (1:18-21); в) возрожденные словом (1:22-25). 3. Народ святой (2:1-10). II. Доказательства принадлежности к святому народу (2:11 - 4:19): 1. Доказательства в жизни (2:11 - 3:17): а) народ Божий среди других народов (2:11-17); б) доказательство новым состоянием, к-рое Бог дарует верующим (2:18-25); в) доказательства в браке (3:1-7); г) доказательства в обращении с людьми (3:8-17). 2. Доказательства в страдании (3:18 - 4:19): а) пример Христа (3:18-22); б) страдание для освящения (4:1-6); в) грядущий суд (4:7-11); г) блаженство в гонениях (4:12-19). III. Заключительное слово (5:1-14): 1. Увещевание старших и младших (5:1-11). 2. Приветствия (5:12-14). Б. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ I. Подготовка избранных (1:3-21): 1. Воздействие силы Божьей (1:3-11). 2. Роль апостолов (1:12-15). 3. Внимание к пророческому слову (1:17-21). II. Угрозы: 1. Угроза, исходящая от лжеучителей (2:1 - 2:22). а) появление лжеучителей и их дела (2:1-3); б) предостерегающий суд Божий (2:4-6); в) избавление от искушения (2:7-11). 2. Изображение лжепророков (2:12-22): а) их безнравственность (2:12-14); б) свобода как прикрытие зла (2:15-19); в) возвращение к скверне после очищения (2:20-22). III. О Божьем суде (3:1-18): 1. Люди, отрицающие грядущий Суд (3:1-5). 2. Вопрос о сроках (3:6-9). 3. Изображение Суда над миром (3:10). 4. Ожидание нового мира (3:11-13). 5. Готовность избранных (3:14-18). III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Оба послания носят ярко выраж. церк. характер; их темы - жизнь в надежде на приход нового Божьего мира и отражение различных угроз, возникающих перед Церковью. Пережив возрождение для новой жизни (1Пет 1:3), верующие оказались чужими в мире. Отныне их жизнь определяется грядущим новым Божьим миром и надеждой на его приход. Надежда (упование) - это то новое, что изменяет жизнь человека и предъявляет ему свои требования: 1) надежда (упование) дана верующим в возрождение, к-рое стало возможным в результате воскресения Иисуса (1Пет 1:3). Поэтому их жизнь устремлена к небу, туда, где находится их наследство (ст. 4). Это выраженное в надежде устремление должно затрагивать всю жизнь человека. Благодаря Иисусу и Его жертве (1Пет 1:18,19) верующие стали новым царств. священством (1Пет 2:9). Теперь им надлежит свидет-вовать перед язычниками о своем преображении (1Пет 2:12), оставаясь, тем не менее, послушными человеч. начальству как в политич. (ст. 13 и след.), так и в социальной сферах (ст. 18 и след.). Жизнь, обновленная Христом, должна оказывать свое влияние и на эти области межчеловеч. отношений. Естественно, что перемены, происходящие в возрожденном человеке, должны затронуть и брачные узы (1Пет 3:1 и след.), и церк. жизнь (1Пет 5:1 и след.). Жизнь в надежде - это жизнь на чужбине. Даруемая возрождением надежда превращает земную родину в чужбину. Жизнь в надежде сопровождается страданиями (1Пет 3:14), поскольку это жизнь в общении с Иисусом и в следовании за Ним (1Пет 2:21 и след.; 3:18 и след.). Но тому, кто надеется, и страдание приносит блаженство (1Пет 4:1 и след.,13 и след.); 2) Второе послание продолжает эту тему. В возрожденных к упованию и возрастающих духом уже проявляется Божья сила (2Пет 1:3). Опасность исходит только от тех, кто оставил надежду, кто противится Божьей силе и не желает слышать наставляющее слово. Вместо того чтобы продвигаться к цели, такие люди впадают в заблуждение (2Пет 2:15) и безудержно предаются греху (ст. 13 и след., 22). Распространению лжеучения особенно способствует то, что эти осквернители, бесспорно, пережившие встречу с Богом и обращение (ст. 20) и познавшие путь правды (ст. 21), выступают как пророки и учителя. На деле же они стремятся искушать других (ст. 1-3), являясь "безводными источниками", "облаками ... гонимыми бурей" (ст. 17). Тот, кто надеется напиться у них живой воды, пребывает в постоянной жажде. "Гонимые бурей", они потеряли верное направление и спасит. цель. Зароком против скверны этих лжеучителей, против отпадения от веры и залогом возобновления привязанности к миру является ясное осознание гибельности этого мира и устремленность к миру новому (2Пет 3:11-14). Так, взаимно дополняя друг друга, оба послания Петра учат возрожденного человека во всем уповать на Господа. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|