|
Послания ИоаннаПослания Иоанна ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ I. ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ Уже в Ев. от Иоанна проводится различие между людьми, прочно связавшими свою судьбу с Христом, и людьми, к-рые, встретив Иисуса, оставили Его, ибо слова Господа показались им чрезмерно суровыми (Ин 6:66). Подобное явление наблюдалось и в Церкви: одновременно с ее ростом и проникновением в Слово Божье здесь отмечалось стремление к мирским благам. Задача Первого послания (см. Письмо) заключается в том, чтобы предостеречь Церковь от этой опасности и указать верующим на необходимость пребывания во Христе. II. АВТОР Заголовок послания и введение к нему, сравнение его содержания и стиля с Ев. от Иоанна, а также свидет-во ученика Иоанна Поликарпа Смирнского определенно указывают на авторство ап. Иоанна. По-видимому, Иоанн написал это послание (вероятно, как и Второе и Третье), будучи вполне зрелым человеком, так что Первое послание можно датировать концом I в. по Р.Х. III. АДРЕСАТ Отсутствие в Первом послании обычных для эпистолярного жанра обращения и заключения не позволяет сказать ч.-л. определенное о его адресате. Возм., послание было обращено к христианам тех церквей в Малой Азии, к-рым адресованы семь посланий книги Откровение (Откр 2-3). В отличие от Второго и Третьего посланий, к-рые имеют форму письма (т.е. указан адресат и есть заключение), Первое послание можно, скорее, отнести к учительной и назидат. лит-ре. В то же время в нем также видна личная, искренняя любовь к читателям, к-рая ощущается не только в обращениях "возлюбленные" (1Ин 2:7) или "дети" (ст. 12), но и в языке, тональности всего послания. IV. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ Причиной написания послания, видимо, стало широкое распространение взглядов, извращавших христ. понимание личности Христа, а тем самым и значение грядущего спасения. Кр. того, известно, что в Малую Азию, где Иоанн совершал апостольское служение, из Египта пришел иудеохристианин Керинф, утверждавший, что Иисус был обыкнов. человеком, на Которого при крещении сошел Спаситель, отделившийся от Него в момент Его крестной смерти (это учение получило название "докетизм"). V. СОДЕРЖАНИЕ В послании подчеркивается необходимость обращения от мира и указывается на возможность обретения жизни с Богом во всей ее полноте и целостности только через рождение от Бога. Вера, дела, спасение, любовь к Богу, любовь к ближнему и надежда - все это неразрывно взаимосвязано. В этом живом единстве, согл. посланию, заключена суть нового человека, и если называется лишь одна из составляющих его частей, то одновр. подразумеваются и все остальные. О несовместимости любви к Богу и к миру автор говорит столь резко, что в начале своего послания ему приходится даже обосновывать подобный тон (1Ин 1:1-4). VI. КОМПОЗИЦИЯ Первое соборное послание ап. Иоанна имеет 5 глав: Введение: подлинность и достоверность благовествования (1Ин 1:1-4): 1. Условия, необходимые для общения с Богом (1:5 - 2:17): а) очищение от грехов (1:5 - 2:2); б) единство веры и дел (2:3-11); в) неприятие мира (2:12-17). 2. О постоянстве (2:18 - 3:24): а) отпадение антихристов (2:18-23); б) пребывание в правде (2:24-29); в) пребывание в праведности (3:1-10); г) пребывание в любви (3:12-18); е) уверенность в спасении (3:19-24). 3. Сущность любви (4:1-21): а) Дух, исповедающий Иисуса, и дух, отрицающий Его (4:1-6); б) откровение Божьей любви в воплощении Христа (4:7-11); в) значение нашей любви (4:12-15); г) пребывание в любви Божьей (4:16-21). 4. Вера (5:1-21): а) истинная вера и ее воздействие (5:1-5); б) главное свидетельство нашей веры (5:6-12); в) общение с Богом в вере (5:13-21). VII. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ 1) для того чтобы обрести новую жизнь в мире Божьем, человеку необходимо пережить см. Возрождение. О том, пережил ли человек истинное возрождение, окружающие могут судить исключит. по внешним признакам. Поэтому внимание автора послания сосредоточено на том, как рождение от Бога воздействует на человека (1Ин 3:9,14; 4:7; 5:1,4,18). Послание призвано укрепить возрожденного человека, к-рому следует всегда помнить о спасит. миссии Иисуса Христа и о ее воздействии на рожденного от Бога (1Ин 2:1,2; 3:1,8,14; 4:9,10 и др.); 2) основу для новой жизни дает общение человека с Богом, явленным во Христе. Оно достигается и сохраняется очищением грехов, пагубная суть к-рых не всегда осознается человеком (1Ин 1:5 - 2:2), и делами, согласующимися с верой (1Ин 2:3-11). Выполнение этих условий способствует духовному созреванию и укреплению человека, если только он вновь не обратится к мирскому (1Ин 2:12-17). Общение человека с Богом в любое время может быть разрушено, как показывает пример антихристов, не признающих Иисуса Христом (ст. 22) и тем самым отделяющих себя от Тела Христова (ст. 19). От отпадения может уберечь только постоянное пребывание в новой жизни, к-рой свойственны праведность, очищение от грехов, любовь и уверенность в спасении. Но обретение новой жизни - это не исключит. заслуга самого человека, а милостивое деяние Бога, Который хранит рожденных от Него, оберегая их от лукавого (1Ин 5:18); 3) основой новой жизни является любовь, к-рая не может быть разделена на любовь к Богу и любовь к ближнему (1Ин 4:20,21). В этой любви, к-рая обязат. должна подкрепляться делами (1Ин 3:18), проявляется новая жизнь, дарованная Богом. В ней заключена духовная связь с Богом, Который есть любовь (1Ин 4:16). Беря свое начало в Боге, любовь из вечности явилась миру и открылась нам в единородном Сыне, посланном для нашего спасения (ст. 9). Умозрительно познать Бога и любовь невозможно. Только через рождение от Бога можно причаститься Божьей любви и тем самым познать сущность Бога. Всякий, подобно антихристам, отрицающий пришествие Христа, отрицает тем самым и Божью любовь (ст. 2,3); 4) обретение этой любви и заложенного в ней спасения возможно через веру, к-рая дается исключит. через возрождение и к-рая живет только в любви (1Ин 5:1). Верующий "побеждает мир" (ст. 4), и благодаря этому в нем может зародиться новая жизнь. ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ I. АДРЕСАТЫ Заголовки обоих коротких посланий и их тесная связь с Первым посланием указывают на авторство ап. Иоанна, к-рый здесь, однако, называет себя "старцем" (2Ин 1; 3Ин 1). Эти послания адресованы "избранной госпоже" (предположит., некоей вдове) "и ее детям" (2Ин 1), а также христианину Гаию, к-рый нигде более не упоминается (3Ин 1). Адресатом Второго послания могла быть и церковь (в этом случае под "госпожей и ее детьми" аллегорич. подразумевается церковь). Объем каждого послания соответствует размеру одного листа папируса. II. КОМПОЗИЦИЯ 1. Второе послание ап. Иоанна: а) единство в истине (1-3); б) любовь как хождение в истине (4-6); в) распознавание обольстителя и антихриста (7); г) предостережение от отпадения (8,9); д) призыв остерегаться лжеучителей (10,11); е) обещание посетить адресатов послания (12); ж) заключит. приветствие (13). 2. Третье послание ап. Иоанна: а) приветствие и благословение (1,2); б) свидет-во о хождении Гаия в истине (3,4); в) свидет-во о его деятельной любви (5,6); г) кто любит, тот споспешник истины (7,8); д) надменность Диотрефа (9,10); е) Димитрий - пример человека, делающего добро (11,12); ж) заключит. замечания и приветствия (13-15). III. СОДЕРЖАНИЕ В обоих посланиях описывается повседневная жизнь церкви и говорится о необходимости борьбы с лжеучителями, о к-рых упоминается в Первом послании. Подлинную общность Иоанн испытывает только с людьми, ходящими в истине (2Ин 1-3; 3Ин 3-8). Ходить в истине - значит проявлять любовь к ближнему и признавать мессианскую сущность Христа (2Ин 7-9). Опасность, исходящая от тех, кто искажает данный в Свящ. Писании образ Христа, настолько велика, что Иоанн отвергает всякое общение с ними и запрещает даже приветствовать их (2Ин 10,11). Такое отношение нельзя назвать излишне суровым: ведь приветствие означает готовность к разговору, в к-ром человек может оказаться беззащитным перед воздействием ложных идей. Носителем таких ложных идей был Диотреф, противник апостола (3Ин 9,10), к-рый, по словам Иоанна, "принимал славу от людей" (см. Ин 5:41,42,44) и тем самым показывал, что он - не от истины. Сложившаяся внутри церкви ситуация была настолько серьезной, что апостол не дает никаких письм. наставлений, а обещает прибыть лично, чтобы навести должный порядок (3Ин 10). Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|