колодезные поля


колодезные поля
ЦЗИН ТЯНЬ "Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди).
Одна из основополагающих утопич. концепций социально-экономич. устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.), а термин Ц.т. впервые появился в "Гулян чжуани" (2 в. до н.э.). Согласно Мэн Кэ, в нач. эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900 му (со стороной квадрата 1 ли - ок. 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа цзин (6) ("колодец"); восемь окаймляющих центр полей находились в личном ("частном" -сы (1)) пользовании, среднее поле было общинным (гун (2)) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин (6), или сян (3)-автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности.
Нек-рые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на историч. реалиях и сомнительны лишь отд. цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологич. статус концепции "колодезных земель". Он связывал ее с идеей "обновления предопределения (мин (1))", приведшего к власти дин. Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта - с идеалом "гуманного правления" (жэнь чжэн, см. Жэнь (2), Ван дао). Он требует "(выправления) канонич. межей (цзин цзе"), что должно обеспечить "равномерность колодезных земель" и, т.о., упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны ("Мэн-цзы"; III А, 3). Здесь система Ц.т. прямо проецируется на "канонич." (цзин (1), см. Цзин вэй) девятиклеточную структуру - общетеоретич. модель пространства. Это и др. уточнения Мэн Кэ позволяют ввести систему Ц.т. в более широкий мироописательный контекст. Напр., указывается, что поле в 100му предназначено для прокормления семьи из восьми человек; т.о., в цзине (сяне) должно быть 64 члена - фундаментальное "нумерологич." число (см. Сян шу чжи сюэ, Гуа, "Чжоу и"); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди (2)) всего Китая, к-рые "состоят из девяти квадратов со стороной (каждого) 1 тыс. ли" и т.п. Промежуточные таксономич. уровни между площадью Поднебесной и одного "колодца" даны в "Чжоу ли", где говорится о квадратах - "формированиях" (чэн (2)), образованных девятью "колодцами", и "объединениях" (тун (1)) из девяти чэн. Указ, геометрич. схемы и относящиеся к ним числовые величины ("нумерологич." - 3, 9, 8, 64 либо "круглые" - 10, 100, 1000) носят символич. характер. Т.о., Ц.т. скорее всего представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологич. представлений, проекцию универсальной космология, модели в социально-экономич. сферу и не отражает эмпирич. реальность. Гл. идея Ц.т. заключается в согласовании человеч. деятельности на земле с естеств. законами, к-рое выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Схемы Мэн Кэ были конкретизированы в эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), а концепция Ц.т. в ср. века привлекалась для идеологии . обоснования действий прав-ва по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ. См. также Цзин вэй.
** Васильев Л. С. Проблема Ц.т. // Китай. Япония. История и филология. М., 1961; Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961. С. 47 - 8; Гончаров С.Н. Система "колодезных полей" и "закон о налоге-десятине" в гос-ве Ци (ИЗО - 1137 гг.) // 12-я НК ОГК. 4.2. М., 1981; Кобзев А.И. Понятийно-теоретич. основы конф. социальной утопии // Кит. социальные утопии. М., 1987. С. 71 - 98; Гу Чуньфань, И Чжу. Ц.т. ши и (Разъяснение сомнений (относительно системы) колодезных полей) // Цзинцзи кэсюэ. 1980. №3.
А. И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 2072
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ДАО ДЭ ЦЗИН”
  • “И ЦЗИН”
  • “ИНЬ ФУ ЦЗИН”
  • “СЯО ЦЗИН”
  • “ТАЙ ПИН ЦЗИН”
  • “У ЦЗИН”
  • “ШИ ЦЗИН”
  • «ДАО ДЭ ЦЗИН»
  • БАО ЦЗИН-ЯНЬ
  • ДАО ДЭ ЦЗИН
  • ДУН-ЦЗИН
  • Дао-Дэ-Цзин
  • Дао-де-цзин
  • И ЦЗИН
  • И-цзин
  • У ЦЗИН
  • ЦЗИН
  • ЦЗИН
  • ЦЗИН ВЭЙ
  • ЦЗИН СЮЭ
  • дао дэ цзин
  • дун - цзин
  • и цзин
  • цзин вэй
  • цзин тянь
  • цзю цзин
  • ци цзин
  • ши цзин
  • ши эр цзин
  • шу цзин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь