|
ЦЗИН ВЭЙЦЗИН ВЭЙ ЦЗИН ВЭЙ (кит., буквально — основа и уток) — понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных линий. Узкое значение цзин вэй — “каноны и апокрифы” — связано с понятием “знаков/письменности/ культуры” (вэнь) как начала, посредством которого на человеческое общество переносится упорядочивающая общекосмическая структура: “Представление Поднебесной в линиях основы и утка называется вэнь” (“Цзо чжуань”, 5—2 вв. до н. э.). Первый исходный смысл словосочетания цзин вэй — ткацкоделательный: на нити основы ткани накладываются, пересекая ее, нити утка (вэй). Производство ткани (сети) в китайской культуре, как и во многих др., ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. лат. textus — “сплетение”, “ткань”); напр., китайская традиция возводила возникновение иероглифической письменности к т. н. узелковому письму. В ассоциативной символике традиционной китайской философии и науки направление цзин соотносится с Небом (нить) и с последовательностью нечетных (“небесных”) чисел, а вэй — с Землей и последовательностью четных (“земных”) чисел. Как и у пифагорейцев в античной Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным — 2. Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары цзин вэй первый член. Он стал обозначением главного форманта культуросозвдающей деятельности — писаного “канона”, а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности “канона”, которая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории “канон” описывалась и общекосмическая девягеричность: “Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей” (“Люй-ши чунь цю”). Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопической концепции “колодезных полей” (цзин тянь): “колодцем” называлась некая идеальная административная единица, территориальной основой которой якобы была система из девяти квадратных полей. “Колодец” рассматривался как основание принципиально девятеричной многоуровневой пространственной и административной структуры (“Мэн-цзы”, 4—3 вв. до н. э.; “Чжоу ли”). Возможно, пути семантической эволюции иероглифов цзин в значении “основа”, “канон” и цзин в значении “колодец” были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению квадратной девятиклеточной структуры. Такая “колодезно-каноническая” структура лежит в основе универсальной общеметодологической классификационной схемы —системы триграмм и гексаграмм (см. 1Уа): схематической моделью триграмм является девятиклеточный квадрат. Представление о цзин вэй как упорядочивающей “сети” отразилось в теории китайской медицины. Термин “цзин” имеет там значение “меридиан”, “главный канал” и относится к 12 основным парафизиологическим “руслам”, по которым осуществляется суточная циркуляция “пневмы” (ци) в организме. Аналогия с цзин вэй просматривается в названии системы главных и второстепенных “каналов” — “энергетического каркаса” организма: цзин ло (“меридианы и коллатерали”). АИ.Кобзев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|