дао дэ цзин


дао дэ цзин
"Канонич. книга о дао и дэ", "Канон дао и дэ", или "Лао-цзы"- памятник древнекит. филос. мысли, приписываемый полулегендарному мыслителю Лао-цзы; основополагающий даос. трактат. По традиции относится к 6 - 5 вв. до н.э., однако совр. наука считает более достоверной датировкой 4 - 3 вв. до н.э. Согласно преданию, "Д.д.ц." был написан Лао-цзы во время его путешествия на запад по просьбе нач-ка погранич. заставы Инь Си.
Совр. текст "Д.д.ц." состоит из 81 гл. и насчитывает 5 тыс. иероглифов. Трактат разделен на две части - "Дао цзин" ("Книга о дао") и "Дэ цзин" ("Книга о дэ"), хотя существенных различий в их содержании нет. Канонич. композиция текста относится, видимо, ко 2 - 1 вв. до н.э., т.к. найденные в 70-е гг. 20 в. в КНР (Чанша, Мавандуй) древние рукописи "Д.д.ц." отличаются иным членением на главы, нек-рые - названием текста ("Дэ дао цзин"). Написан "Д.д.ц." ритмизованной прозой, в значит, степени рифмованной. Во 2 в. до н.э. начинается комментирование памятника. Классич. образцы коммент. принадлежат анонимному "Старцу с речного берега" (Хэшан-гун, 2 в. до н.э.) и философу школы сюань сюэ Ван Би (3 в.). В Дуньхуане (пров. Ганьсу) экспедицией под руководством П. Лельо (1906 - 8) обнаружен ортодокс, коммент. к "Д.д.ц." даос, школы "Небесных наставников" (Тяньши (дао), см. Чжэнъи /дао)): "Лао-цзы сян эр чжу" (или "Сян эр"), отражающий религ. восприятие текста в качестве книги откровения. Этот коммент. приписывается 3-му "Небесному наставнику" Чжан Лу (2 - 3 вв.), но возможно, что он создан раньше. Среди коммент., принадлежащих представителям творческой интеллигенции, испытывавшим влияние даосизма, выделяется текст великого поэта средневек. Китая Су Ши (Су Дунпо, 11 в.).
В центре учения "Д.д.ц."- фундаментальные для всей классич. кит. мысли категории дао и дэ (1). Особенностью учения "Д.д.ц." является концепция "двух дао" - "безымянного" (у мин (1)), порождающего космос, и "именуемого" (ю мин), создающего конкр. вещи. Дао ("путь") и дэ (1) ("благодать", "благая сила", "добродетель") соотносятся как порождающий и пестующий порожденное принципы. Для "Д.д.ц." характерны свойственный классич. кит. философии натурализм и элементы примитивной диалектики, реализующиеся в учении о взаимопревращении, взаимообусловленности и взаимопорождении противоположностей: "наличия и отсутствия" (см. Ю - у), "легкого и тяжелого" (цин - чжун) "движения и покоя" (дун - цзин) и т.п. Значит. место уделяется категории "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)), под к-рым понимается отсутствие произвольной целеполагающей активности субъекта, противоречащей спонтанной "естественности" (цзы жань) дао, равно как и порожденной им природы. У вэй (1) является также осн. принципом орг-ции совершенного об-ва. В "Д.д.ц." подчеркивается роль "совершенномудрого" (см. Шэн (1)) монарха в осуществлении "недеяния" и "упорядочении Поднебесной", что делает возможным предположение о первонач. предназначении этого текста как руководства правителю по управлению гос-вом на основе философии дао и дэ ( 11. Социальный идеал "Д.д.ц." - маленькая патриархальная страна, максимально обособленная от др. аналогич. образований. В тексте высоко оценивается простота и безыскусственность древности, противопоставляемые конф. этике, осн. на иерархии и "ритуале" (ли (2)). Ряд фрагментов "Д.д.ц." содержит намеки на идею продления жизни, обретения бессмертия и неуязвимости посредством причастности к дао, получившую развитие в позднем даосизме. С ними связано представление о дао как о субстантивированной закономерности и порождающем принципе сущего. В ряде фрагментов "Д.д.ц." дао уподобляется женскому началу ("сокровенная самка" - сюань пинь, "мать Поднебесной" - Тянь ся чжи му), к к-рому следует стремиться, уподобляясь младенцу.
"Д.д.ц." оказал сильное влияние на развитие не только даосизма, но и всей классич. кит. философии. Образы памятника активно использовались писателями, поэтами, художниками древнего и средневек. Китая. Учение "Д.д.ц." имело отклики в зап. и рус. культуре

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1337
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ДАО ДЭ ЦЗИН”
  • “И ЦЗИН”
  • “ИНЬ ФУ ЦЗИН”
  • “СЯО ЦЗИН”
  • “ТАЙ ПИН ЦЗИН”
  • “У ЦЗИН”
  • “ШИ ЦЗИН”
  • «ДАО ДЭ ЦЗИН»
  • ДУН-ЦЗИН
  • Дао-де-цзин
  • И ЦЗИН
  • И-Цзин (Книга Перемен)
  • И-Цзин (Книга Перемен)
  • У ЦЗИН
  • ЦЗИН
  • ЦЗИН ВЭЙ
  • дун - цзин
  • и цзин
  • инь фу цзин
  • сяо цзин
  • тай пин цзин
  • цзин
  • цзин вэй
  • цзин сюэ
  • цзин тянь
  • цзин фан
  • цзин цзи
  • цзю цзин
  • ци цзин
  • ши цзин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь