|
лю шипэйлю шипэй Гуанхань, Шэньшу. 24.6.1884, Ичжэн, пров. Цзянсу,- 20.11.1919, Пекин. Мыслитель, публицист, обществ, деятель, один из первых пропагандистов анархизма в Китае. В 1902 получил ученую степень цзюйжэнь. Специализировался на изучении "(Чунь цю) Цзо чжуани". В юности воспринял антиманьчж. и антиавторитарные идеи из соч. Ван Фучжи и Хуан Цзунси (17 в.). В 1903 в Шанхае сблизился с радикально настроенными Чжан Тайянем и Цай Юаньпэем, стал гл. ред. газеты "Цзинчжун" ("Набат"), познакомился с зап. общественно-политич. мыслью. Находился под впечатлением взглядов Ж.Ж. Руссо, утверждал, что "тема обществ, договора" содержится в 62 произв. конф. (см. Конфуцианство) классики. В 1905 участвовал в создании "Об-ва сохранения нац. наук" (Госюэ баоцуньхуэй), ратовавшего за сохранение и "очищение" кит. культурного наследия. В 1907 эмигрировал в Японию, где вступил в Тунмэн-хуэй ("Объединенный союз"), был одним из ред. журн. "Минь бао" ("Народ"). Являясь сторонником революц. борьбы с маньчж. дин. Цин, в целом оставался на идеологич. позициях ортодокс, конфуцианства. Начало идейной переориентации Л.Ш. связано с возникновением у него интереса к буддизму. С позиций буд. релятивизма он выступил против конф. доктрины "исправления имен" (чжэн мин). По Л.Ш., абсолютна лишь "пустота" (кун), лежащая в основе мироздания, а "имена" (мин (2)), обозначающие различные явления, относительны. Абсолютизируя их, люди возводят искусств, границы, через к-рые потом не в силах переступить. Т.о., "дух наименований" мешает революц. творчеству. В Японии Л.Ш. познакомился с идеями анархизма. С июня 1907 со своими единомышленниками начал издавать анархистский журн. "Тяньи бао" ("Естеств. закон"), открыл "курсы по изучению социализма". Подтверждение теорий зап. социалистов и анархистов искал во взглядах мыслителя школы нун цзя Сюй Сина (4 в. до н.э.?) и даос. (см. Даосизм) философа Бао Цзинъяня (4 в.?). Полностью изменил свое отношение к конфуцианцам Ван Фучжи и Хуан Цзунси, обвиняя их в том, что они скрывали безнравственность власти. Идею абс. свободы Л.Ш. подчинял положению о всеобщем и полном равенстве. В 1908, разочаровавшись в анархизме, вернулся в Китай и поступил на гос. службу. В кон. 1911 арестован революционерами, освобожден благодаря заступничеству Сунь Ятсена. В 1915 вошел в Чоуаньхуэй ("Общество по изучению благополучия (гос-ва)") - монархич. орг-цию, добивавшуюся реставрации имп. правления во главе с Юань Шикаем, к-рому Сунь Ятсен уступил пост президента Кит. Республики. После смерти Юань Шикая в 1916 приглашен ректором Пекинского ун-та Цай Юаньпэем на преподавательскую работу. В последние годы жизни писал труды по вопросам истории, филологии, философии Китая в традиц. конф. манере. *Лю Шэньшу сяньшэн ишу (Посмертное собр. соч. г-на Лю Шэньшу). Т. 1 - 7. Б.м., 1936; **Onogawa Hidemi. Liu Shi-p'ei and Anarchism // Acta Asiatica. 1967. №12; Biographical Dictionary of Republican China. Vol. II. N.Y.-L., 1968; Bernal M. Liu Shi-p'ei and "National Essence" // The Limits of Change. Camb. (Mass.), 1975; Кодзима Юма. Рю Сибай-но гаку (Учение Л.Ш.) // Гэймон. 1931. Т. 22. №5. См. также лит-ру к ст. Анархизм в Китае. Е.Ю. Стабурова Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|