|
ВАН ФУЧЖИВАН ФУЧЖИ ВАН ФУЧЖИ (Ван Чуаньшань, Ван Эрнун, прозвище Цзянчжай) (1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу (современная провинция Хунань) —1692, Шичуаныиань (провинция Хунань)]—китайский философ-конфуцианец, в творчестве которого отмечаются сильные материалистические тенденции. Имел низшую ученую степень сюцай. В период завоевания Китая маньчжурами принимал участие в вооруженной борьбе с захватчиками, впоследствии скрывался в глухих районах провинции Хунань, занимаясь научной деятельностью. Главные сочинения—“Чжан-цзы чжэн мэн чжу” (“Комментарии к сочинению Чжан Цзая “Наставление непросвещенным””), “Чжоу и нэй чжуань” (“Основной комментарий к “Чжоуским переменам””) и “Чжоу и вай чжуань” (“Дополнительный комментарий к “Чжоуским переменам””), “Шан шу инь и” (“Извлечение смысла “Книги преданий””), “Ду сышу да цюань шо” (“Полное собрание толкований на “Четверокнижие””), “Э мэн” (“Зловещий сон”), “Ду Тун цзянь лунь” (“Читая “Всеобщее зерцало””), “Сы вэнь лу” (“Записи размышлений над вопросами”). Развивал учение Чжан Цзая о “Великой пустоте” (тай ??)?) как безграничном и безначальном вместилище вселенской субстанции (ци— пневмы). “Великая пустота” у Ван Фучжи--основа всего сущего, “единая реальность” (и ши), а содержащаяся в ней в разреженном состоянии “пневма” воплощает дуальные космические силы инь ян. Сгущение “пневмы” образует все многообразие мира, который бесконечен во времени—возникают и исчезают лишь единичные вещи. Ван Фучжи вывел положение об имманентности “движения” “Великой пустоте”, отвергая т. о. положение неоконфуцианства эпохи Сун (11—13 вв.) об онтологическом “главенстве покоя” как исконного состояния истока мироздания. Ван Фучжи оспаривал также тезис школы братьев Чэн — Чжу Си о первичности структурообразующего вселенского начала (ли-принципа) по отношению к “пнсвме”, доказывая имманентность “принципа” и “пневмы” друг другу В “учении о сердце” (синь сюэ) школы Лу Цзююаня—Ван Янмииа усматривал пагубное влияние буддизма. Проблему соотношения “знания и действия” (чжи—сын) Ван Фучжи решал в пользу “действия”: оно может быть равноценно знанию, но знание не равноценно действию. Выступал против идеи внечувственного опыта, рассматривал познание как единство его чувственного и рационального аспектов. Отвергал доминирующие в конфуцианстве представления о “небесном принципе” (тянь ли) как самодовлеющем высшем законе, противостоящем “человеческим желаниям (страстям)”: индивидуальные желания лишь следует приводить в соответствие с “небесным принципом”. Не принимая популярные в Китае циклические схемы исторического процесса (“расцвет—упадок”), Ван Фучжи предложил концепцию трехэтапной истории Поднебесной. На 1-м этапе (до сер. 3-го тысячелетия до н. э.), предшест вующем правлению легендарной династии Ся, человеческие сообщества сначала мало отличались от стад животных. Затем они были объединены в государство “варваров”, в котором применение наказаний и поощрений не было строго регламентировано и отсутствовала система налогообложения. На 2-м этапе—от династии Ся до династии Сун (10 в. н. э.)—периоды раздробленности страны сменялись непрочным “временным единством”. И лишь в 10 в^начинается этап единого государства, основанного на сочетании принципа • гуманности (жэнь) и строгих юридических законов (фа). Соч.; Чуаньщань и ту (Посмертное собр. соч. [Ban] Чуаньшаня), т. 1—128. Нанкин, 1886; то же. Шанхай, 1930. Лит.: Бурое В. Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII в. Ван Чуаньшаня. М., 1976. А. Г. Юркееич Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|