ЧЖАН ДУНСУНЬ


ЧЖАН ДУНСУНЬ
    ЧЖАН ДУНСУНЬ (ЧжанДуншэн) (1884 или 1886, уезд Усянь провинции Цзянсу — 1973) — китайский философ и историк философии, пропагандист и интерпретатор западной мысли, политический деятель; ученик и последователь Лян Цичао. Президент Публичного университета Китая (1925—30), профессор философии пекинского Яньцзинского университета (1930—52); главный редактор еженедельника “Шиши синь бао” (1916—30), журналов “Цзефан юй гайцзао” (1919—20), “Цзайшэн цзачжи” (1932—46). В 1934—46 один из организаторов и руководителей Государственно-социалистической партии Китая (позднее Демократически-социалистической партии), один из лидеров Демократической лиги Китая. После образования КНР — член Центрального народного правительства. В феврале 1952 подвергся критике как “независимый” идеолог, смещен со всех постов. Дальнейшая судьба неизвестна. Главной проблемой философии Чжан Дунсунь считал природу и сущность познания, выработал теорию “гносеологического плюрализма”, сочетавшую элементы “философии разума” в учении неоконфуцианства с идеалистическими идеями И. Канта, К. И. Льюиса, А. Н. Уайтаеда и А. С. Эддингтона. Исходя из позиции, близкой западной лингвистической философии, в частности общей семантике, он опирался на факт отсутствия в китайском языке (прежде всего вэньяне — языке традиционной китайской культуры) глагола-связки “быть” и производной от него субъекгно-предикатной структуры предложения, которая является лингвистически адекватной формой выражения логического закона тождества. Поэтому, согласно Чжан Дунсуню, “система китайской логики в той мере, в какой мы можем называть ее системой, не основана на законе тождества”. Западная “логика тождества” — продукт европейской языковой среды, теоретически осмысленной Аристотелем. Необходимый элемент этой логики — понятие субстанции как субъекта отождествления, также производное от глагола “быть”, необходимо предполагающего субъект лингвистической предикации.
    Грамматическая структура китайского предложения знаменует собой лишь взаимосвязь описываемых в нем объектов, ничего не говоря о соотношении объемов их понятий. Более того, даже отрицания (фэй, бу) в этом языке двусмысленны, они не позволяют однозначно судить, идет речь о противоречии или противоположности, т. е. отношении А и не-А или А и В, что делает нерелевантным закон исключенного третьего. Отсюда проистекает неэксклюзивность китайских классификаций и традиция определений с помощью антонимов, а не через род и видовое отличие.
    Логику мышления в таких лингвистических категориях Чжан Дунсунь называет коррелятивной, или “логикой противоположности”, которой чужды понятия тождества, противоречия, субстанции и формально-логический закон противоречия.
    Отталкиваясь от идей Канта, Чжан Дунсунь рассматривал мораль как “самоограничение”, практикуемое разумным существом. Концепцию “общей (единой) воли” и “теорию народного согласия” Чжан Дунсунь заимствовал у Ж. Ж. Руссо. Вместе с тем Чжан Дунсунь не избежал воздействия традиционной веры китайцев в моральное развитие и “самосовершенствование”, прежде всего характерной для неоконфуцианства.
    Соч.: Жэнь-ши лунь (Теория познания). Шанхай, 1934; Чжи юй вэнь-хуа (Познание и культура). Чунцин—Шанхай, 1946; Chang Tungsun. A Chinese Philosopher's Theory of Knowledge.— “Review of General Semantics”, 1952, v. 9; Id. La logique chinoise.— “Tel quel”, 1969, t. 38; A Source Book in Chinese Philosophy, transi, and compiled by Chan Wmgtsit. Princeton (N. Y.)—L., 1963, p. 743—50. Лит.: Белоусов С. Р. Об одной разновидности китайского буржуазного национализма.— “Проблемы Дальнего Востока”, 1983, № 2; ? Дин. Чжан Дунсунь чжэсюэ пипань (Критика философии Чжан Дунсуня). Шанхай, 1934.
    А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 887
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • Дух позитивной философии
  • ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
  • ЗАКОН ТОЖДЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СУДЬБА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ТОЖДЕСТВА ЗАКОН
  • ТОЖДЕСТВА ПРОБЛЕМЫ
  • ЧЖАН ТЯНЬ-ШИ
  • ЧЖАН ЦЗАЙ
  • ЧЖАН-СЯНЬ
  • ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки
  • тождества закон
  • чжан бинлинь
  • чжан бодуань
  • чжан хэн
  • чжан цзай
  • чжан чжань



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь