МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА


МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
    МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (6 в. до н. э.), древнейшая греческая научно-фило-софская школа, включающая Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Сложилась в Милете (на зап. берегу Мал. Азии, совр. Балат в Турции), крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, основавшем в 7-6 вв. до н. э. много колоний по берегам Черного моря и связанном морскими путями с Востоком и Западом.
    Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку «о природе», или «естественную историю» (???? ?????? ???????), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Апейрон), движение присуще ему «от веку», мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). «Боги» народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное «божество» (Arist. Phys. 203b 13). Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер (в отличие от гераклитовского). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий «верх—низ» и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270a5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (е nihilo nihil), или отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных категорий (Anaximander, fr. В 1 DK; Arist. Met. 983b6). Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соединение» и «разделение», Анаксимен описывает все физические процессы в терминах «сгущения» и «разрежения». Два основных типа теории изменения в греческой натурфилософии, сопоставимые с преформацией и эпигенезом: 1) механическое «выделение из смеси» предшествующих качественно различных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещества, - представлены соотвественно в теориях Анаксимандра и Анаксимена. Концепция «смеси» Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксимена была возрождена Диогеном Аполлонийским. К кругу милетских ученых принадлежал также географ и историк Гекатей, давший рационалистическое толкование мифов. Ксенофан использовал натурализм Милетской школы для критики антропоморфизма традиционной греческой религии. Геоцентрическая модель была создана Милетской школой и отчасти преодолена учением Анаксимандра о бесчисленных мирах.
    Лит.: GuTHRiE, HistGPhilos I. Camb., 1971; Vernant J.-P. Les origines de la pensee Grecque. P., 1975; Kirk G. S., Raven J. E., Schofield M. The presocratic philosophers. Camb., 1983; Таннери 77. Первые шаги др.-греческой науки (пер. с франц.). СПб., 1902; Гомперц Т. Греч, мыслители (пер. с нем.). Т. 1. СПб., 1911; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Зайцев И. А. Культурный переворот в Др. Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985.
    А. В. ЛЕБЕДЕВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 869
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • АФИНСКАЯ ШКОЛА
  • БАДЕНСКАЯ ШКОЛА
  • ВОЛЬФОВСКАЯ ШКОЛА
  • вэйши школа
  • ВЭЙШИ ШКОЛА
  • ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
  • Вюрцбургская Школа
  • дунлиньская школа
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • Киренская Школа
  • Колумбийская Школа
  • лейпцигская школа первая
  • ми школа
  • МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
  • Национальная школа
  • ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • Первая Лейпцигская Школа
  • первая Лейпцигская школа
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • САНЬЛУНЬ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ХАРЬКОВСКАЯ ШКОЛА
  • школа
  • школа Вюрцбургская
  • школа Женевская
  • школа мо
  • школа научная
  • школа чистой земли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь