|
Сформированность представлений о «схеме тела». Я и пространство вокруг меня.
Комментарии к занятию
Упражнения, предлагаемые во втором занятии, достаточно сложны для детей с нарушениями зрительно-пространственного восприятия. Отдельная трудность для них – словесные формулировки, поскольку, как правило, речь у таких детей не очень развита. Чем более детализированы ответы учащихся, чем больше сопоставлений приводят они в своем ответе, тем выше оценивается результат. Важно добиться положительного выполнения заданий, даже если это потребует дополнительного времени. Занятие 3 Цели
Цели: определение уровня владения предлогами «в», «на», «под», «над», «за», «из-за», «из-под», «около», «возле» и т.д.; развитие речевых навыков использования предложных конструкций. Материалы: ручка, карандаш, ластик, ключи, конфета, спичечная коробка, игрушки и другие мелкие предметы. Необходимое время: 20 минут. Процедура проведенияМелкие предметы в беспорядке разложены на столе, за которым сидят все участники. Упражнение имеет несколько вариантов. A) Ведущий: «Сейчас я буду загадывать каждому из вас загадки о предметах, которые лежат на этом столе. Вы должны отгадать, какой предмет я имею в виду. Итак:
Вопросы задаются вразброс всем участникам, используется максимальное количество предлогов. Б) Ведущий меняет формулировку вопросов: «А теперь, Саша, скажи, где лежит лист бумаги?» Необходимо с помощью уточняющих вопросов добиться того, чтобы ученик в ответе использовал несколько предлогов, определяющих положение листа бумаги относительно разных предметов: лист бумаги лежит на столе, под тетрадью, около ручки, за ластиком и т.д. B) Ведущий предлагает учащимся попробовать использовать предлоги при описании расположения предметов в комнате. Для этого каждому участнику – письменно на листочке бумаги или «на ушко» – задается конкретный предмет (стол, книга, горшок с цветами и т.д.) и предлагается рассказать, где он расположен. Остальные участники по данному описанию должны догадаться, о каком предмете идет речь. Участники могут задавать автору описания местонахождения и признаков предмета уточняющие вопросы – об этом нужно специально предупредить детей. Упражнение 2. «Клад» Цели:
Материалы: в пространстве предметы, расположенные в учебной комнате, любые небольшие предметы. Необходимое время: 25 минут. Процедура проведенияУпражнение «Клад» проводится в виде игры в двух вариантах. А) Ведущий называет исполнителя (все участники поочередно должны побывать в этой роли), который на короткое время выходит из комнаты. В его отсутствие ведущий на глазах остальных участников прячет в комнате какой-нибудь привлекательный для детей предмет, который может остаться у ребенка в качестве подарка. Возвращают в комнату «искателя клада», и он, подчиняясь вербальным командам взрослого, должен найти спрятанный предмет. Ведущий должен в своей речи максимально использовать наречия и предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов. Можно даже преднамеренно усложнить маршрут к «кладу». Например: «Иди до первого стула слева от тебя. Возле него поверни налево. Перешагни через портфель. Возьми стул, который стоит ближе к шкафу. Поставь его сзади себя и иди прямо. Между третьим и четвертым столами под стулом, который стоит дальше от тебя...» – и т.д. Остальные участники группы следят за правильностью исполнения команд ведущего. Б) Если это будет посильно для участников группы, можно предложить им выступить в роли ведущего. В этом случае вербальные команды дает один ребенок другому. Взрослый осуществляет пассивный контроль. Комментарии к занятиюПродуктивность данного занятия зависит от полноты использования вербальных пространственных конструкций. Ведущая роль в этом принадлежит взрослому – именно он должен продемонстрировать учащимся богатство речевых форм, способных описать положение предмета в окружающем мире. Занятие 4 Цели
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|