Тематический вечер «Как избежать конфликта?»

Автор: Доткаева Анастасия

Цель: Ознакомление с понятием конфликта, его видами, стилями поведения в конфликтных ситуациях, возможными путями их преодоления; выяснит собственный стиль поведения в конфликте. Повышение уровня психологической культуры, психологических знаний, учащихся, родителей.

Оборудование. Таблички с надписями: «Буриданов осел», «Из двух зол меньшее», «И хочется и колется»; «Эксперты» – 2, «Научный сотрудник» – 5, «Родители» – 1, «?» – 3; «Сотрудничество», «Соперничество», «Компромисс», «Избегание», «Приспособление»; карандаши, ручки, фломастеры разных цветов по количеству участников игры; ватман, бланки анкеты Р. Томаса на всех участников, листы бумаги для работы с анкетой.

В тематическом вечере «Как избежать конфликта?» принимают участие учащиеся 10-11 классов (в роли экспертов, научных сотрудников, помощников), родители, педагог-психолог (в роли ведущего). Представители классов, не задействованные в игре, присутствуют в качестве зрителей. У некоторых в руках карточки с изображением вопроса. Эти учащиеся заранее ознакомлены с ходом игры и поднимают карточки, что означает «вопрос из зала».

Тематический вечер состоит из двух частей: теоретической и практической (работа с анкетами, совместная деятельность).

Ход игры. I часть

Ведущий. Современная жизнь сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов, как отдельных людей, так и больших и малых социальных групп.

Ведущий задает присутствующим вопросы, на которые они отвечают.

  1. Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
  2. Между кем происходят конфликты?
  3. Могут ли происходить конфликты на международном уровне?

Ведущий. Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в сути конфликта и выяснить, какие существуют стили поведения в конфликте и способы выхода из конфликтной ситуации, анкета поможет вам определить свой собственный стиль поведения в конфликте.

Вопрос: Что такое конфликт?

Научный сотрудник. Конфликт – это ситуация, в которой на индивида действуют одновременно противоположно направленные силы.

Перед участниками и зрителями разыгрывается сценка «Что такое конфликт?». Ведущий комментирует все действия.

Инсценировка понятия «конфликт».

На середину выходят трое ребят. Один из них – «индивид», двое других – «силы», которые действуют на индивида с двух сторон (имитируют давление). У одной – знак «–», у другой – «+».

Ведущий. Ситуации, в которых происходит данное действие, бывают разными.

Научный сотрудник 1. Ученый Курт Левин выделяет три группы конфликтных ситуаций, в зависимости от содержания выбора. Первая группа основана на выборе из двух приблизительно одинаковых по субъективной значимости положительных ситуаций.

(по залу проходит помощник с табличкой «Буриданов осел», «индивид» выбирает из двух «сил» со знаками «+».)

Вторая группа – это выбор между равнозначными отрицательными ситуациями.
(проходит помощник с табличкой «Из двух зол меньшее», а «индивид выбирает из двух «сил» со знаками «–»)

Третья группа – наиболее распространенные типы конфликтов. Основанных на противоречивого по своей сущности отношения к ситуации. (помощник выносит табличку «И хочется, и колется», «индивид» выбирает между «+» и «-».)

Вопрос: Как определить, что возникла конфликтная ситуация? Существуют ли какие-либо отличительные признаки подобной ситуации?

Научный сотрудник 2. Основными признаками конфликта являются следующие:

  1. Вскрывающиеся противоречия либо в мотивационной структуре индивида, либо в системе интересов социальной группы.
  2. Возникает необходимость осуществления выбора и соответствующего отказа от альтернативной возможности.
  3. Неопределенность и непредсказуемость исхода любого конфликта.
  4. Обязательное эмоциональное напряжение.

Вопрос: Есть ли способ избежать конфликта или способ правильного поведения в нем?

Ведущий. В системе стилей поведения индивида в развертывающемся внешнем конфликте существуют пять основных стилей. Из них только один является активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации. Какой именно, мы узнаем у наших экспертов.

(Эксперты поочередно рассказывают о стилях поведениях в конфликтах и выставляют на стол таблички с названиями стилей)

Эксперт 1. Сотрудничество – стиль, направленный на разрешение противоречий, лежащих в основе конфликта. Субъект конфликта ориентирован на разрешение задачи, а не на социальные отношения и может в связи с этим жертвовать своими ценностями, ради достижения общих целей. Данный стиль присутствует у неформальных лидеров, способных регулировать и контролировать поведение не только других людей, но и свое собственное.

Эксперт 2. Соперничество – свойственно в большей степени активным и агрессивным мужчинам. Часто вызывает максимальное сопротивление у партнеров по общению. Наиболее опасный стиль, который может перевести внешний конфликт в прямую конфронтацию. В данном случае индивид стремиться быть победителем.

Эксперт 3. Компромисс – стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей. В данном стиле люди стремятся примирить противоречивые интересы разных партнеров со своими собственными. Наименее эффективен в конфликтной ситуации. Когда один из партнеров демонстрирует стиль соперничества. От человека требуется ясное понимание ситуации и способности отслеживать развитие событий, что требует хорошо развитого интеллекта, адекватной самооценки.

Просмотров: 10369
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Деловая игра «Жалоба»
  • Игра «Паспорт проблемы»
  • Игра «Переговоры»
  • Игра «Поведение в конфликте»
  • Игра «Скульптура конфликта»
  • Игра «Стили лидерства»
  • Игра «Угадай стиль общения»
  • Игра «Узкий мостик»
  • Игра «Я в конфликтной ситуации»
  • Игровая методика «Дилемма узника»
  • Когнитивный и трансактный анализ конфликта
  • Притча в изложении Ошо «Принять себя»
  • Ситуация «Роль руководителя в ситуации конфликта»
  • Сказкотерапия конфликтного поведения
  • Упражнение «Границы»
  • Упражнение «Диалог субличностей»
  • Упражнение «Диалог»
  • Упражнение «Диссоциация»
  • Упражнение «Если бы я был(а) насекомым, я был(а) бы...»
  • Упражнение «Искусство ответить Нет»
  • Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»
  • Упражнение «Конфликт нападающего и защищающегося»
  • Упражнение «Кто как поведет?»
  • Упражнение «Мы – они»
  • Упражнение «Отгадай»
  • Упражнение «Отказ»
  • Упражнение «Отслеживание своей реакции на значимое поведение другого»
  • Упражнение «Симфония конфликта»
  • Упражнение «Скажи Нет!»
  • Упражнения по репетиции поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь