Классический психоанализ

Замещение. Этот защитный механизм предназначается для избегания страха (боязни) путем вымещения накопившейся энергии на доступный или безопасный объект, когда в отношении настоящего объекта разрядить ее невозможно. Например: не смея выразить свои отрицательные чувства по отношению к начальнику (боязнь санкций, последствий), человек приходит домой и вымещает досаду и раздражение на детях.

Сублимация. Знаменитый защитный механизм, который, согласно З. Фрейду, трансформирует сексуальную или агрессивную энергию в творческую социально приемлемую деятельность: искусство, спорт и т.д. Сублимация, следовательно, – высшая форма замещения.

В классическом психоанализе выделяется еще несколько механизмов – «компенсация», «ритуал», «изоляция» и «частичная (компромиссная) реакция».

Компенсация. Компенсация состоит в развитии тех сторон, свойств или способностей личности, которые позволяют ей справиться с чувством неполноценности за счет получения социального признания в доступных областях деятельности. Например: подросток с низкой успеваемостью начинает усиленно заниматься спортом и достигает заметных успехов.

Ритуал. Ритуал – система защитных действий, призванных справиться со страхом или другими негативными переживаниями. Носящие избыточный и иррациональный характер, ритуальные действия предназначены для отмены, исправления нежелательных действий.

Согласно З. Фрейду, вся система религии, к примеру, построена на таких компенсаторных, замещающих, символических ритуальных действиях, предназначенных для морального оправдания или искупления того, что признано нежелательным.

Изоляция. Как и механизм интеллектуализации, изоляция отделяет эмоции от когнитивных процессов. Но, в отличие от интеллектуализации, изоляция действует не посредством изменения теоретических конструктов, а путем изменения перцептивных характеристик воспринимаемых объектов, т.е. путем отстранения, эмоционального дистанцирования от них.

Частичная компромиссная реакция – эго-защита от негативных чувств (зависти, агрессии, презрения и др.), при которой поведение строится двойственно, чтобы хотя бы частично удовлетворить (реализовать) социально нежелательные переживания. Например: муж обращается к жене со следующими словами: «Замечательный торт! Как это ты удосужилась его приготовить?».

Основная теоретическая дихотомия. Основным теоретическим различением, с которым работал З. Фрейд, является сознание – не сознание (подсознание), осознаваемое – неосознаваемое.

Восходящее к работам Р. Декарта и Н. Гартмана понятие «бессознательное» занимает центральное место в концепции и психотерапевтической практике З. Фрейда. Ключевыми моментами в характеристике «бессознательного» выступают следующие:

  • его нельзя обнаружить непосредственно, только лишь косвенно (сны, фантазии, конфликты, ошибки, выпадения из памяти, оговорки, а также с помощью специальных техник – свободные ассоциации, проективные методы);
  • на пути между бессознательным и сознанием находится цензура;
  • бессознательное настолько действенно и значимо, что может составить основу невротической симптоматики и проблематики.

Неосознаваемые влечения, побуждаемые психической (т.е. биологической по своему происхождению) энергией, сталкиваются с силами сдерживания, принадлежащими Эго. Силы влечения, привязанные к определенным идеям и поведению, З. Фрейд называл «катексис», а силы сдерживания – «антикатексис». Момент осознания неосознаваемого (инсайт – озарение) З. Фрейд выделял в качестве отличительного признака психоаналитической терапии, которая, по его мнению, устраняла более глубокие причины неврозов, чем «акаузальная» – непсихологичная – медицинская терапия, основанная на устранении симптомов с помощью лекарств.

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.


Просмотров: 4583
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • «Психоаналитическая» модель семейного воспитания
  • Адлер Альфред (1870 – 1936)
  • Альфред Адлер
  • Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера
  • Аналитическая психокоррекция Адлера
  • Анальная фаза
  • Ассоциативная психология
  • Гештальт-терапия
  • Гуманистический психоанализ Э. Фромма и неофрейдизм (Г. Салливан, К. Хорни, Э. Берн)
  • Директивная игровая терапия
  • Зигмунд Фрейд
  • Индивидуальная психология А. Адлера
  • История становления психологии как науки
  • Клиент-центрированный подход К. Роджерса
  • Метапсихология
  • Поведенческое направление
  • Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности
  • Провокационная терапия (Френк Фарелли)
  • Психоанализ
  • Психологическая защита
  • Различные подходы к пониманию межличностных отношений
  • Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса
  • Реальностная терапия
  • Самосознание и самооценка личности
  • Социогенетическая концепция личности
  • Споры о главенстве влияний среды и наследственности на развитие личности
  • Флисс (Fliess) Вильгельм (1858 – 1928)
  • Фрейд (Frued) Анна (03.12.1895 – 08.12.1982)
  • Фрейд Зигмунд (1856 – 1939)
  • Штекель (Stekel) Вильгельм (1868 – 1940)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь