Психоанализ

Психоанализ – метод психотерапии, предложенный З. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов. Психоанализ – психологическое учение, базирующееся на концепции З. Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики.

Концепция психоанализа основывается на постулате, согласно которому аффективные переживания отражают внутрипсихические конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами. Разрешение конфликтов осуществляется путем вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного. Будучи вытесненными из сознания, эти желания и влечения не исчезают бесследно, а продолжают воздействовать на поведение человека, лишь иногда заявляя о себе в завуалированной форме (в виде сновидений, ассоциаций, ошибочных действий и т.п.). Человек, таким образом, не знает истинных мотивов своего поведения. Разрешение внутренних конфликтов, обусловленных противоречивыми установками «принципа удовольствия» и «принципа реальности», носит лишь временный характер; это оборачивается психологическим дискомфортом и ведет к возникновению неврозов. Как метод психотерапии психоанализ призван осуществить перевод вытесненного материала в сознание человека и тем самым оказать помощь в разрешении внутренних конфликтов путем сознательного овладения желаниями и их сублимации (переключения на иные, приемлемые цели). При этом исходной установкой психоанализа является сведение невротических симптомов к переживаниям детства, связанным с бессознательными сексуальными влечениями (либидо). Инфантильная сексуальность рассматривается как потенциальный источник конфликтов, возникающих в силу подавления запретных желаний. Фрейд считал, что только переживания детства дают ключ к объяснению последующих психических травм. В этой связи психоаналитическое лечение рассматривалось Фрейдом и его последователями как «довоспитание», продолжение воспитания с целью устранения остатков детства.

Согласно теории психоанализа, в обществе перед человеком под напором сильных инстинктов, требующих реализации, открывается три возможности. Если его внутренние побуждения получат беспрепятственный выход, то он превратится в преступника, если они будут вытеснены, то он станет невротиком, и, наконец, если они будут сублимированы в социально полезную деятельность, он сможет без трений жить в обществе. Для устранения первых двух возможностей предлагаются терапевтические меры двоякого рода: во-первых, каким-то образом заставить общество понизить предъявляемые к индивиду требования и тем самым ослабить процесс вытеснения, во-вторых, усилить власть человеческого сознания в борьбе с инстинктами и посредством рационального контроля увеличить способность индивида к сублимации.

Начиная с 20-х годов психоанализ стал оказывать влияние на развитие педагогической мысли; появились работы, авторы которых стремились показать значение психоанализа в воспитании детей, родителей, учителей (концепция «образования как психотерапии»). Психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (О. Ранк, Г. Закс) считали, что психоанализ должен играть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для Г. Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, то есть осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни. По мнению М. Кляйн, воспитание, основывающееся на психоаналитическом знании, способствует снятию психических перегрузок, возникающих в детском организме в результате навязывания родителями своего авторитета и власти. Отстаивая мысль о необходимости введения психоанализа в число воспитательных мер, Кляйн считает, что именно ранний анализ (начиная с 3 лет) обеспечивает предупреждение больших душевных потрясений и устранение различного рода задержек в психическом развитии ребенка.

Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в психоанализе выделяются следующие: как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере и удовлетворять это любопытство откровенным образом. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитании из особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком.

Психоанализ привлекает внимание многих педагогов и родителей тем, что он обращается к изучению глубинных механизмов формирования и функционирования психики детей, к раскрытию внутреннего мира ребенка со всеми его эмоциональными коллизиями. Психоанализу свойственно умение заострять внимание на животрепещущих проблемах воспитания, однако предлагаемые пути их решения многими специалистами расцениваются как довольно спорные.


Просмотров: 1926
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Абрахам Карл (1877 – 1925)
  • Балинт (Balint) Майкл (1896 – 1970)
  • Босс (Boss) Медард (1903 – 1990)
  • Вейс (Weiss) Эдуардо (1889 – 1970)
  • Вульф Моисей Владимирович (1878 – 1971)
  • Вытеснение
  • Г.С. Костюк. Принцип развития в психологии
  • Детский психоанализ
  • Зигмунд Фрейд
  • Кардинер (Kardiner) Абрам (1892 – 1981)
  • Классический психоанализ
  • Кляйн (Klein) Мелани (30.03.1882 – 22.09.1960)
  • Л.В. Запорожец. Условия и движущие причины психического развития ребенка
  • Лагаш (Lagache) Даниэль (1903 – 1972)
  • Метод свободных ассоциаций
  • Нашт (Nacht) Саша (1901 – 1977)
  • Патнем (Putnam) Джемс (1846 – 1918)
  • Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
  • Понятие мотивации
  • Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности
  • Психоанализ
  • Психологическая защита
  • Рохейм (Roheim) Геза (1891 – 1953)
  • Система Фребеля
  • Условия и движущие силы психического развития детей
  • Фрейд (Frued) Анна (03.12.1895 – 08.12.1982)
  • Фрейд Зигмунд (1856 – 1939)
  • Фрейдизм
  • Шильдер (Schilder) Пауль (1886 – 1940)
  • Эгопсихология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь