5.6. Психологические особенности личности тренера

Все это, учитывая функциональные возможности спортсмена, структуру предстоящей соревновательной деятельности и соответствие структуры подготовки к соревнованиям, позволяет диагностировать результативность соревновательной деятельности и создать фундамент эффективности управления тренировочным процессом.

Спортивное совершенствование возможно лишь в условиях регулярного контроля со стороны тренера за уровнем работоспособности воспитанников, за их умением переносить нагрузки, за процессом восстановления и их психическим состоянием. Следя за результатами контроля, тренер обязан своевременно корректировать виды деятельности. В соответствии с необходимостью оценивать текущие и оперативные этапные состояния спортсмена принято различать три вида контроля (СНОСКА: См.: Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. – М., 1982.):

  1. поэтапный – определение изменения состояния под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период;
  2. текущий – оценка реакции организма спортсмена на выполнение соответственно направленной тренировочной работы, наблюдение за формированием процессов утомления под влиянием нагрузок на отдельных занятиях, учет условий, необходимых для протекания восстановительных процессов, выявление особенностей взаимодействия различных по величине и направленности нагрузок в течение тренировочного дня или микроцикла;
  3. оперативный (направлен на оптимизацию программы тренировочных занятий) - выбор упражнений, которые в наибольшей степени способствуют решению поставленных задач. Здесь используются тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность упражнений, величину нагрузки и т.д.

В процессе контроля могут оцениваться и учитываться:

  • эффективность соревновательной деятельности;
  • уровень развития физических качеств, технико-тактического мастерства, психической и интегральной подготовленности;
  • возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности;
  • реакция организма на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления.

Одна из основных задач контроля – рациональный подбор тестов, которые должны:

  1. объективно отражать оцениваемые качества и способности;
  2. быть понятными и для испытуемых, и для тех, кому они дают информацию;
  3. вписываться в тренировочный процесс, не нарушая его организации и не ставя перед спортсменом непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции психики и функциональных систем;
  4. выявлять реакцию на тренировочные воздействия в соответствии с требованиями структуры соревновательной деятельности и соответствующей структуры подготовленности к ней спортсмена (в совокупности у всех сторон оценки).

Формирующая функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки необходимых технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности спортсмена.

Формирование двигательных актов и психических явлений осуществляется в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности в соответствии с намеченным конечным результатом. Оно происходит на базе автоматизированного управления действиями, состоящими из определенной системы движений и регуляторных актов.

Гностическая функция связана с сообщением спортсмену необходимых знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности.

Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, психических состояний личности, организации этических норм поведения.

Наиболее актуальны регулирующие воздействия на спортсмена накануне соревнований в условиях психических срывов, переутомления и т.п. Здесь полезны беседы о причинах срыва, переключение внимания на благоприятные мысли, приемы психорегулирующей тренировки и средства восстановления спокойствия.

Воспитательная функция направлена на выработку у спортсмена морально-волевых качеств, нравственных черт характера общественного самосознания.

Для решения воспитательных задач тренер должен сформировать сплоченный дружный коллектив, в котором каждый отдельный его член ощущает общую поддержку, заботу, учится подчинять свои интересы интересам коллектива, понимать и чувствовать радость от общей деятельности и т.д.

Тренер обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской в частности для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Общие педагогические требования:

  1. высокий уровень нравственного самосознания;
  2. педагогическое образование;
  3. широкий идейно-политический кругозор;
  4. устойчивые морально-волевые качества;
  5. интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;
  6. высокий общий культурный уровень;
  7. умение управлять собой в любых условиях;
  8. хорошие организаторские способности;
  9. умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.
Просмотров: 13598
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта




Другие новости по теме:

  • 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
  • 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
  • 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
  • 1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта
  • 1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
  • 3.10. Причины динамики предсоревновательного психического напряжения
  • 4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования
  • 4.2. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсменов
  • 4.4. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсменов
  • 4.5. Тактическое мышление спортсмена
  • 4.6. Психологические особенности планирования тактических действий спортсмена и реализации плана
  • 7.1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности
  • 7.2. Формирование личности спортсмена
  • 7.3. Методики изучения структурных компонентов личности спортсмена
  • 7.3.2. Определение структуры личности спортсмена
  • 7.4.2. Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
  • 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен»
  • 9.4. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований
  • 9.5. Психологические особенности спортивного соревнования
  • 9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям
  • 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
  • Основные понятия психологической подготовки
  • От авторов
  • Предмет спортивной психологии
  • Психология физического воспитания и спорта. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.
  • Работа практического психолога в спорте
  • Роль тренера в спортивном коллективе
  • Рудик Петр Антонович (1893 – 1983)
  • Сравнительная характеристика спортсменов и лиц, не занимающихся спортом
  • Цели и задачи психологии спорта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь