|
Кто в домике живет?
Кто в домике живет?
А из кого же реально состоит ваша семья?
И взрослые, и дети по-разному отвечают на этот вопрос. Чаще всего современная семья включает три поколения - это дети, родители и бабушки с дедушками. Каждое поколение что-то вносит в семью, и этот вклад незаменим, но в целом дети, конечно, устремлены в будущее, взрослые родители определяют текущий момент, а старшее поколение черпает жизненные силы в переживаниях и событиях, которые уже в прошлом. Мы не будем углубляться в изучение семейных отношений - этим можно заниматься бесконечно, а наша ближайшая задача - определить круг возможных союзников в период развода для вас и вашего ребенка. Важно также уточнить, кто из членов семьи может представлять психологическую опасность, для того чтобы в этот период сократить с ними контакты. Дети - наше будущее, которое мы формируем уже сейчас. Они оживляют дом, задают эмоционально-позитивный фон жизни семьи. Это бросок вперед, укрепление семейного клана в грядущем. Семья без детей - семья без будущего. Однако и о роли детей существует много искаженных представлений. Не верьте конфликтам, которые возникают якобы "по вине детей" - весь наш опыт психологического консультирования свидетельствует о том, что недопонимание отражает только противоречия между взрослыми. Дети могут быть ранними и поздними, желанными и нежеланными - добрая воля взрослых и способность к любви всегда помогают им чувствовать себя нужными, защищенными и любимыми. Другое распространенное заблуждение взрослых - это иллюзия безоблачного детства. Это, конечно, далеко не так. И самое трудное для ребенка - его полная зависимость от взрослых и абсолютное бесправие, несравнимое даже с положением беспомощных стариков, которые могут защищаться былыми заслугами и статусом. Взрослые решают, как строить жизнь - где жить, как отдыхать, наконец, кто принадлежит к семье. Даже в психологическую консультацию ребенка приводит взрослый. Каждый определяет самую светлую пору своей жизни сам, и только за детей это почему-то делаем мы. А что же представляют собой взрослые члены семьи - родители, среднее поколение? Чаще всего они заняты тем, чтобы обеспечить материальное существование семьи - прокормить, одеть, обуть. С точки зрения биологического выживания это обычно самые нужные, и потому самые влиятельные члены семьи. Они определяют внешний, событийный ряд жизни семьи, и большинство семейных кризисов связаны именно с поведением взрослых среднего поколения - сменой или потерей работы, появлением увлечения вне семьи, переездом. Поэтому нередко им прощают психологическую небрежность в общении с домочадцами. Но, с другой стороны, именно их поведение характеризуется высокой гибкостью, изменчивостью, и поэтому ошибки взрослых не безнадежны. Стоит задуматься о том, как мы определяем эмоциональный климат семьи. Для этого задайте своим детям следующие вопросы, а если они еще малы или их нет рядом, попробуйте представить, как они вам ответят.
И наконец, немного о роли старшего поколения, роль которого в жизни семьи исключительно велика. Позже мы подробно остановимся на способах поведения бабушек и дедушек при разводе детей, а пока обозначим их главное предназначение в семье: бабушки и дедушки - хранители и трансляторы семейных традиций, задачей которых является психотерапевтическая поддержка и эмоциональная «подпитка» всех членов семьи. А что же думает о своей семье ребенок? Попробуйте определить источник агрессивности и конфликтов ребенка, рассказав ему следующую сказку. Психологическое упражнение ПоездкаОднажды родители, бабушка с дедушкой, тети, дяди и все дети пошли на станцию. Один из них сел на поезд, взял с собой мальчика и сказал: «Ты плохо себя вел. В наказание за это я возьму тебя с собой, мы уедем далеко-далеко и, может быть, никогда не вернемся». Как ты думаешь, кто это был? Типичные ответы в гармоничной семье: «Кто-то из них», «Неизвестно кто», «Не знаю». Может быть даже назван кто-то, не являющийся членом семьи. Ответы, указывающие на высокую тревожность ребенка и помогающие определить источник его тревожности и агрессивности: «Бабушка (дедушка)», «Папа», «Он сам с собой, один уехал», «Он все равно никогда не вернется, и искать его никто не станет». Если же вы хотите получить более полную информацию о внутрисемейных отношениях, дайте ему лист бумаги, цветные карандаши и попросите нарисовать свою семью. Рассматривая, как ребенок рисует, обратите внимание на следующее: кого он изображает первым, кто из реальных членов семьи отсутствует на рисунке, кто изображен большим, а кто - маленьким. Посмотрите на рисунок, выполненный в нашей консультации 11-летним Сашей К., родители которого развелись. В момент посещения консультации семья состояла из трех человек: Саши, его мамы и отчима «дяди Валеры», конфликты мальчика с которым и привели маму к психологу. На рисунке изображены две фигуры: сам мальчик и его мама, причем оба находятся на значительном расстоянии друг от друга и отделены мощными барьерами. Рисунок вполне отражает реальное положение дел в семье, где мама, стремясь устроить личную жизнь, в очевидной форме пренебрегает своими родительскими обязанностями. Оба героя имеют примерно один размер, и это подтверждает жалобу мамы, что для мальчика нет авторитетов. Глубокая интерпретация детского рисунка - работа для психолога-профессионала, но и вы можете сделать некоторые выводы. Если кто-то отсутствует - это неприятие ребенком члена семьи. Если изображен кто-то, не живущий с вами в действительности, - это признание его роли и желание быть с ним дольше. Начинают рисовать обычно с самого важного человека. Самый сильный изображается больше остальных, а самый любимый имеет больше всех украшений и нарисован более подробно. И, наконец, посмотрите, как размещены члены семьи друг относительно друга: кто к кому ближе, кого разделяют барьеры (столы, сумки, швабры). Расположение персонажей на листе бумаги обычно отражает психологическую дистанцию и привязанность между ними. В нормальном случае каждый член семьи выполняет определенную психологическую работу по ее поддержанию и сохранению. Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова. Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|