Кто в домике живет?

к оглавлению

Кто в домике живет? А из кого же реально состоит ваша семья?

И взрослые, и дети по-разному отвечают на этот вопрос. Чаще всего современная семья включает три поколения - это дети, родители и бабушки с дедушками. Каждое поколение что-то вносит в семью, и этот вклад незаменим, но в целом дети, конечно, устремлены в будущее, взрослые родители определяют текущий момент, а старшее поколение черпает жизненные силы в переживаниях и событиях, которые уже в прошлом. Мы не будем углубляться в изучение семейных отношений - этим можно заниматься бесконечно, а наша ближайшая задача - определить круг возможных союзников в период развода для вас и вашего ребенка. Важно также уточнить, кто из членов семьи может представлять психологическую опасность, для того чтобы в этот период сократить с ними контакты.

Дети - наше будущее, которое мы формируем уже сейчас. Они оживляют дом, задают эмоционально-позитивный фон жизни семьи. Это бросок вперед, укрепление семейного клана в грядущем. Семья без детей - семья без будущего. Однако и о роли детей существует много искаженных представлений. Не верьте конфликтам, которые возникают якобы "по вине детей" - весь наш опыт психологического консультирования свидетельствует о том, что недопонимание отражает только противоречия между взрослыми. Дети могут быть ранними и поздними, желанными и нежеланными - добрая воля взрослых и способность к любви всегда помогают им чувствовать себя нужными, защищенными и любимыми. Другое распространенное заблуждение взрослых - это иллюзия безоблачного детства. Это, конечно, далеко не так. И самое трудное для ребенка - его полная зависимость от взрослых и абсолютное бесправие, несравнимое даже с положением беспомощных стариков, которые могут защищаться былыми заслугами и статусом. Взрослые решают, как строить жизнь - где жить, как отдыхать, наконец, кто принадлежит к семье. Даже в психологическую консультацию ребенка приводит взрослый. Каждый определяет самую светлую пору своей жизни сам, и только за детей это почему-то делаем мы.

А что же представляют собой взрослые члены семьи - родители, среднее поколение? Чаще всего они заняты тем, чтобы обеспечить материальное существование семьи - прокормить, одеть, обуть. С точки зрения биологического выживания это обычно самые нужные, и потому самые влиятельные члены семьи. Они определяют внешний, событийный ряд жизни семьи, и большинство семейных кризисов связаны именно с поведением взрослых среднего поколения - сменой или потерей работы, появлением увлечения вне семьи, переездом. Поэтому нередко им прощают психологическую небрежность в общении с домочадцами. Но, с другой стороны, именно их поведение характеризуется высокой гибкостью, изменчивостью, и поэтому ошибки взрослых не безнадежны.

Стоит задуматься о том, как мы определяем эмоциональный климат семьи. Для этого задайте своим детям следующие вопросы, а если они еще малы или их нет рядом, попробуйте представить, как они вам ответят.

  1. Где ты обычно играешь, когда мамы (папы) нет дома? А когда она (он) возвращается с работы?
  2. Как ты думаешь, лучше было бы, чтобы мама пораньше заканчивала работу и возвращалась домой или попозже? А папа?
  3. Как тебе хотелось бы проводить летний отдых - с папой, мамой или лучше вообще без них?

И наконец, немного о роли старшего поколения, роль которого в жизни семьи исключительно велика. Позже мы подробно остановимся на способах поведения бабушек и дедушек при разводе детей, а пока обозначим их главное предназначение в семье: бабушки и дедушки - хранители и трансляторы семейных традиций, задачей которых является психотерапевтическая поддержка и эмоциональная «подпитка» всех членов семьи. А что же думает о своей семье ребенок? Попробуйте определить источник агрессивности и конфликтов ребенка, рассказав ему следующую сказку.

Психологическое упражнение Поездка

Однажды родители, бабушка с дедушкой, тети, дяди и все дети пошли на станцию. Один из них сел на поезд, взял с собой мальчика и сказал: «Ты плохо себя вел. В наказание за это я возьму тебя с собой, мы уедем далеко-далеко и, может быть, никогда не вернемся». Как ты думаешь, кто это был? Типичные ответы в гармоничной семье: «Кто-то из них», «Неизвестно кто», «Не знаю». Может быть даже назван кто-то, не являющийся членом семьи. Ответы, указывающие на высокую тревожность ребенка и помогающие определить источник его тревожности и агрессивности: «Бабушка (дедушка)», «Папа», «Он сам с собой, один уехал», «Он все равно никогда не вернется, и искать его никто не станет».

Если же вы хотите получить более полную информацию о внутрисемейных отношениях, дайте ему лист бумаги, цветные карандаши и попросите нарисовать свою семью. Рассматривая, как ребенок рисует, обратите внимание на следующее: кого он изображает первым, кто из реальных членов семьи отсутствует на рисунке, кто изображен большим, а кто - маленьким. Посмотрите на рисунок, выполненный в нашей консультации 11-летним Сашей К., родители которого развелись. В момент посещения консультации семья состояла из трех человек: Саши, его мамы и отчима «дяди Валеры», конфликты мальчика с которым и привели маму к психологу. На рисунке изображены две фигуры: сам мальчик и его мама, причем оба находятся на значительном расстоянии друг от друга и отделены мощными барьерами. Рисунок вполне отражает реальное положение дел в семье, где мама, стремясь устроить личную жизнь, в очевидной форме пренебрегает своими родительскими обязанностями. Оба героя имеют примерно один размер, и это подтверждает жалобу мамы, что для мальчика нет авторитетов.

Глубокая интерпретация детского рисунка - работа для психолога-профессионала, но и вы можете сделать некоторые выводы. Если кто-то отсутствует - это неприятие ребенком члена семьи. Если изображен кто-то, не живущий с вами в действительности, - это признание его роли и желание быть с ним дольше. Начинают рисовать обычно с самого важного человека. Самый сильный изображается больше остальных, а самый любимый имеет больше всех украшений и нарисован более подробно. И, наконец, посмотрите, как размещены члены семьи друг относительно друга: кто к кому ближе, кого разделяют барьеры (столы, сумки, швабры). Расположение персонажей на листе бумаги обычно отражает психологическую дистанцию и привязанность между ними. В нормальном случае каждый член семьи выполняет определенную психологическую работу по ее поддержанию и сохранению.

Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова.


Просмотров: 1994
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • Бабушки и внуки
  • Бабушки и дедушки
  • Благополучный развод? Да!
  • Близко и далеко
  • В чем причины разводов?
  • Для чего в семье нужен папа?
  • Для чего нужна беседа
  • Домашние психотерапевты
  • Жизненный цикл семьи
  • Знакомые примеры
  • И цветы жене дарил, тещу мамой называл
  • Интервью по генограмме
  • К миру и гармонии
  • Методика «Кинетический рисунок семьи»» (КРС)Р. Бэнса, С. Кауфмана
  • Методика «Семейная социограмма»
  • Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
  • Мотивы поведения ребенка из неблагополучной семьи
  • Наскоро сшитая – тоже семья!
  • Основные требования к работе с супружеской парой
  • Помогая, не порабощаться
  • Примерим отчима!
  • Сводные дети
  • Семейная социализация
  • Семейные мифы
  • Семейные правила
  • Семейные сценарии
  • Семья как целостность
  • Социограмма «Моя семья» B.B. Ткачева
  • Структура семьи
  • Структура семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь