Формулы влечений

часть 4

Формулы влечений
(ключ к пониманию значений количественных показателей теста)

Психодиагностические признаки делятся на две основные группы: заостренные личностные черты или симптомы и - общая картина характера или болезни. Факторы-черты (или факторы-симптомы) - это те признаки, которые выявляются амбивалентными или нулевыми реакциями. Устойчивая амбивалентная (т.е. повторяющаяся при многократных исследованиях) говорит о существующей тенденции, которая осознана индивидом, но еще не реализована. Внешняя реализованность тенденции (потребности) проявляется в нулевых реакциях, а амбивалентные свидетельствуют о напряженности тенденции при склонности к саморегуляции. Устойчивые нулевые и амбивалентные реакции, таким образом, определяют побудительные (мотивационные) , дающие объективную и субъективную картину болезненных симптомов и дезадаптирующих свойств личности. Однако эти симптоматические факторы ничего не говорят о причине возникновения симптомов или о побудительных силах, которые привели личность к тем или иным проблемам. Факторы, определяющие или болезненные проявления, т.е. так называемые коренные факторы, диагностируются постоянно повторяющимися положительными и отрицательными реакциями при повторных обследованиях.

Постоянно положительные реакции выявляют неудовлетворенные в с неблагоприятными внешними обстоятельствами, а постоянно отрицательные - в связи с наличием внутрилично-стных запретов, т.е. при отказе собственного "Я" от реализации этой потребности, а также при избыточной (болезненной) выраженности данной потребности. Так, при мании как правило встречается постоянно положительная реакция по фактору s. Постоянно отрицательная реакция не всегда служит показателем отказа индивида от реализации потребности: она также может свидетельствовать о приспособлении к окружающей среде Если после проведенного ряда исследований для каждого фактора определить сумму нулевых и амбивалентных наклонностей, то получится величина, с помощью которой легко отличить симптоматические факторы от коренных. Сумма амбивалентных и нулевых реакций дает тенденции данного фактора. Под напряжением тенденции понимается то импульсивное влечение, которое проявляется через генетически обусловленные склонности. Симптоматические факторы имеют самую высокую степень напряженности тенденции, а коренные (основные, базисные) факторы, наоборот, самую низкую.

Схема симптоматических и коренных факторов

 

_________________________________________________________

 

 

:

:

 

 

:

:

 

 

:

:

 

 

:

:

 

 

:_____

_____:

 

 

:_____

_____:

 

 

   :

:

 

 

:

:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

Б

 

А. Симптоматические факторы

Б. Коренные (основные) факторы

В своем подходе к пониманию структуры влечений Сонди делит потребности на две основные группы стремлений - материнских и отцовских. Они действуют в противоположных направлениях. Отцовское - в направлении "садизм - агресссия - активность", материнское, напротив, в направлении "мазохизм - интровертность - пассивность". Эти направления аналогичны нашему делению на стеничный (гипертимный) тип реагирования и гипосте-ничный (гипотимный), т.е. двум полюсам типологического круга, разделяющим человечество на сильный и слабый типы, на интровертов и экстравертов, на активных и пассивных, на агрессивных и тревожных. Из них слабый, более конформный и тонко нюансированный в сфере межличностных отношений, миротворческий и любвеобильный - ближе к женственному типу реагирования, а сильный, независимый и авторитарный, более решительный и агрессивный - к мужскому. Так же, как в индивидуально-личностной типологии, сензитивность, сочетающаяся с пассивностью и тревожностью, противопоставляется спонтанности, сочетающейся с активностью и неконформностью, Сонди противопоставляет s-и s+. Он считает также, что амбивалентная форма реакции является исходной формой всех побудительных потребностей. Это предположение подтверждается экспериментально тем, что и при положительных избирательных реакциях очень часто встречается по крайней мере одна отрицательная.

Противоположные стремления парализуют друг друга и тогда происходит разрядка потребности, а в эксперименте появляется нулевая реакция по данному фактору. Такая нулевая реакция называется постамбивалентной. Пост-амбивалентная природа нулевых реакций часто проявляется в форме +_i (перевернутый восклицательный знак). В связи с этим целесообразно измерять степень напряжения потребности не просто суммой амбивалентных реакций, а суммой амбивалентных и постамбивалентных, т.е. нулевых реакций. Определив степень напряжения влечений для отдельных побудительных факторов, следует расположить в ряд все восемь степеней напряженности по их силе. Это позволит отличить симптоматические факторы от коренных. Последовательное расположение степеней напряженности тенденций (СНТ) дает возможность установить действительную формулу наклонностей для конкретного испытуемого. В качестве примера рассмотрим данные многократно исследования (в течение нескольких лет) обследуемой С., 30 лет.(табл. №1).

Формула наклонностей представляет собою дробь, числителем которой являются симптоматических факторов, а знаменателем -символы коренных факторов. Наряду с этой укороченной формулой которая служит для ориентации, можно пользоваться полной формулой, которая представляет собой трехэтажную дробь. На первой линии - символы тех двух или трех симптоматических факторов, у которых самые высокие степени напряженности. На среднюю линию выносятся символы тех факторов, у которых средняя степень напряженности. Это - субманифестные или латентные факторы. На последней линии располагаются те факторы, у которых самая слабая степень напряженности, т е коренные факторы В сокращенной формуле влечений в качестве симптоматического оказался m Следовательно, у данной личности проявляются маниакальные черты. Что же является причиной маниакального состояния? Ответ в сокращенной формуле в знаменателе: это фактор s.

Просмотров: 2623
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики




Другие новости по теме:

  • 6.2. Мотивационная сфера школьника
  • 8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен»
  • Анкета выявления факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов в ДОУ
  • Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации
  • Заднеплановый заход
  • Интерпретация 1-я шкала
  • Интерпретация 7-я шкала
  • Личностный дифференциал
  • М.И. Лисина. Этапы генезиса речи как средства общения
  • Метод портретных выборов. Модифицированный тест Сонди
  • Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга
  • Направленность личности. Виды потребностей. Интересы и склонности.
  • Основные понятия организационной социальной психологии
  • Основные принципы интерпретации. Судьбоанализ
  • Психодиагностические методы исследования мужской и женской сексуальности
  • Психология торговли
  • Система управления
  • Ситуационный подход к теории руководства
  • Сонди тест
  • Соотношения показателей ДМО с результатами других психодиагностических методик
  • Стрессы
  • Таблицы стенов для мужчин, женщин – Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
  • Темперамент, как совокупность психических свойств
  • Тест восьми влечений Сонди и его модификация
  • Тесты креативности
  • Факторные теории темперамента
  • Факторы, способствующие разводу
  • Факторы, способствующие укреплению семейных отношений
  • Целостная оценка профиля Интерпретация
  • Я-влечение. Вектор Sch



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь