Психодиагностический комплекс графических тестов Свободный рисунок, Картина мира, Авторпортрет

Историческая справка. При рассмотрении человека в научном контексте представители самых разных областей знания (биологи, медики, философы, эстетики, искусствоведы, политики и т. д.) стремились построить ту или иную типологию людей, описать те или иные типы личностей, которые повторяются среди множества индивидуальностей. Критериями дифференциации на типы служили самые различные основания: расовые и культурные, антропометрические данные и психологические особенности нервной системы, темперамента, интеллекта, воли, характера, социальных установок и т.п.

Одной из наиболее подробно описанных и хорошо известныхх типологий личности является психологическая типология К.Юнга, впервые опубликованная в 1921 г. Эта типология завоевала популярность и с пристальным вниманием изучается специалистами - психологами и по сей  день. Немецкий писатель-романист О.Шмиц писал, что система Юнга дает возможность психоанализу стать на служение высшему развитию человечества, а знаменитый профессор синологии Р.Вильгельм так  писал о работах Юнга: "Оставляя открытым вопрос, нашел ли Юнг истину или нет, следует признать, что в настоящее время:

нет вообще ни одного психолога, который мог бы сравниться  с  ним как в практической проницательности,  так и в теоретической  глубине, смелости и беспредрассудочности. Его учение являет собой полнейший переворот в психологии, которому фрейдианство дало лишь крайне односторонний толчок".

К. Юнг позволил выдвинуть идею об экстра- и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого В структуре личности.

Типология Юнга основана на доминировании основных психических

функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства.

Таким образом, исходя из концепции о типах, К.Юнг предлагает рассматривать 8 типов:

1) экстравертированный мыслительный тип,

2) интровертированный мыслительный тип,

3) эктравертированный ощущающий тип,

4) интровертированный ощущающий тип,

5) экстравертированный чувствующий тип,

6) интровертированный чувствующий тип,

7) экстравертированный интуитивный тип,

8) интровертированный интуитивный тип.

Важно отметить, что, со своей стороны, английский искусствовед, художественный критик, а также теоретик эстетического воспитания Г.Рид (1893-1968), подвергший анализу несколько тысяч детских рисунков, пришел к весьма серьезному заключению, что все разнообразие форм художественного выражения детей также можно свести к восьми видам, которые он попытался привести в соответствие с личностной типологией К.Юнга.

В своем анализе Г. Рид опирался на разнообразия форм художественного выражения детей. Для обнаруженных восьми видов рисунков - эмфатический (импрессионистский), гаптический, ритмический, структурный, органический, перечисляющий, декоративный, имажинарный - он выделил некоторые характеристические признаки.

1. Эмфатический рисунок (импрессионистский, экспрессивный) характеризует стремление передать атмосферу непосредственного выражения ощущений, впечатлений.

2. Гаптический рисунок характеризует изображение каких-либо внутренних ощущений, часто болезненных, например, "болит ухо", "голова болит" и т.д.

3. Ритмический рисунок - в нем главное значение приобретает изображение движения: машина едет, человек бежит и т.д.

4. Структурный рисунок - главное внимание направлено на передачу структуры целого. Это может быть как абстрактная фигура, так и сложное целое, например, площадь города.

5. Органический рисунок отличается тем, что художник отдает в нем дает в нем предпочтение органически естественным формам, стремясь изобразить, например, деревья, человека, животных и т. д.

6. Перечисляющий рисунок - в нем изображаются различные объекты, которые трудно объединить какой-либо связью; часто связь не прослеживается, это могут быть отдельные детали или предметы;

7. Декоративный рисунок обычно подчинен передаче цвета, представляет собой какие-либо узоры, орнаменты, украшения и т.д.

8. Имажинарный рисунок обычно содержит какой-либо сюжет, заимствованный из книги, отдельный персонаж, также из книги или собственной фантазии и т.д.

Схема классификации различных типов рисунков приведена ниже.

Как уже указывалось, Г. Рид установил эмпирическое соотношение между психологическими типами, описывающими (по Юнгу) особенности личности ребенка, и формами его художественного выражения, что отражено в следующей схеме:

Мыслительный тип

Личностный тип

Вид рисунка

экстраверт
интроверт

перечисляющий
органический

Чувствующий
(эмоциональный)

экстраверт
интроверт

декоративный
имажинарный

Ощущающий
(сенсорный)

экстраверт
интроверт

Эмфатический
Гаптическикий

Интуитивный

экстраверт
интроверт

Ритмический
Структурный

Краткое описание психологической типологии К.Юнга

1. Эктравертированный мыслительный тип - перечисляющий рисунок - изображение нескольких предметов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, т.е. простое перечисление (рис.1). Рассудочные люди, действующие исходя из интеллектуально обдуманных мотивов с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспитания, образования. Мышление их позитивно, ведет к новым фактам или общим концепциям разрозненного материала. Суждение обычно синтетическое. Как правило, накопление эмпирических данных "не прерывается" до конца, а объяснение сводится "к некой общей интеллектуальной формуле, где все зависит от широты данной формулы. Если она широка, то это реформатор, общественный обвинитель, очиститель нравов, проповедник серьезных нововведений; если узка, то может стать брюзгой, мудрствующим самодовольным критиком, который и себя и других хотел бы "втиснуть" в свою схему.

„Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается  функция чувств, что приводит к формуле "цель оправдывает средства".

Насколько широк размах индивидуального самопожертвования, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бывают чувства.

2. Экстравертированный ощущающий тип - эмфатический рисунок - стремление к передаче атмосферы, к непосредственному выражению ощущений (рис.2).

Просмотров: 11646
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Проективные методики




Другие новости по теме:

  • 2.2. Организация эффективного восприятия на уроках физической культуры
  • Адлер Альфред (1870 – 1936)
  • В чем состоит схематизм детского рисунка?
  • Избавление от взаимозависимости, восстановление связи с собственной личностью
  • Использование рисунка в танцевально-двигательной терапии
  • Карл Густав Юнг
  • Классификация проективных методик
  • Личность и индивидуальность
  • Методика «Кинетический рисунок семьи»» (КРС)Р. Бэнса, С. Кауфмана
  • Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет
  • Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?
  • О чем говорят ваши рисунки
  • Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
  • Основные виды мышления
  • Особенности детского рисунка
  • Оценка проведения рисуночных методик
  • Прикосновения
  • Проведение рисуночных тестов
  • Проективная методика «Рисунок школы»
  • Проективный метод «Закончи изображение»
  • Профессиональные типологии
  • Рисуночный тест «Я и группа»
  • Тест Конструктивный рисунок человека
  • Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина)
  • Тесты проективные
  • Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
  • Типы мышления
  • Фигура партнера по общению
  • Юнг (Jung) Карл Густав (1875 – 1961)
  • Юнг Психологические типы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь