Анкетирование в возрастной психологии

Анкета – метод сбора статистического материала путем прямого опроса испытуемых. Ребенку предлагается дать ответ на ряд вопросов: о ранних, воспоминаниях, о своих любимых игрушках, занятиях и т.д. Анкета может быть рассчитана также на получение материала, касающегося других лиц (анкеты учителей о детских идеалах, читательских интересах, дружбе и товариществе; анкеты учащихся об оценке того или другого преподавателя, одноклассников или учебного предмета и др.).

Есть области психологического исследования, в которых часто применяют анкетный метод. Например, учителю для правильной постановки педагогической работы важно знать интересы детей, их отношение к учебным предметам и т.д. Все эти вопросы изучаются в основном с помощью анкетных исследований.

Есть и такие области психологии, в которых метод анкеты совсем неприменим (изучение внимания, мышления). При исследовании этих процессов главное значение имеет разумная, продуманная во веек деталях организация исследования с таким расчетом, чтобы можно было точно наблюдать и учитывать течение данного процесса. Анкетный же метод вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.

Применение анкетного метода ограничено также и при изучении эмоциональной и волевой сфер. Словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. В исследовании этих областей большое значение имеет метод естественного эксперимента.

Ценность материала, получаемого при анкетировании, находится в прямой связи со степенью естественности условий, в которых происходит опрос. Для успешной работы, кроме нормального самочувствия испытуемого, необходим определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю.

При составлении анкеты возникают особые проблемы. По содержанию анкета должна охватывать только определенную область. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это необходимо для того, чтобы при обработке полученных данных можно было сделать не только количественный, но и качественный анализ. Если же анкета составляется так, что испытуемый может отвечать только «да» или «нет», подчеркнуть или вычеркнуть то или другое место в анкете, то такие данные не поддаются никакой обработке, кроме количественной (такие вопросы называются закрытыми). Но, как метко выразился французский психолог Т. Рибо, психологические проблемы не решаются большинством голосов. При таком подходе получают данные, не поддающиеся сравнению, одно и то же «да» или «нет», одна и та же внешняя форма ответа может являться выражением противоположных причин.

При анкетировании следует учитывать, что человеческая мысль, высказанная в форме вопроса, всегда имеет то или иное внушающее влияние на отвечающего, поэтому нужно максимально оградить опрашиваемого от внушения. Чрезвычайно сложной в методическом отношении является проблема формулирования вопроса. Можно выделить несколько форм вопросов, каждая из которых обладает своей степенью внушающего влияния. Большой степенью внушения обладают предполагающие вопросы («Какие телевизионные передачи ты любишь смотреть?» – хотя совсем неизвестно, смотрит ли этот человек телевизионные передачи); выжидательные вопросы («Не любишь ли ты смотреть телевизионные передачи?»); не вполне разделительные вопросы («Любишь ли ты смотреть телевизор или кино?»). Меньшей степенью внушения обладают всецело разделительные вопросы («Любишь ли ты смотреть телевизор или нет?»). Наиболее благоприятной формой вопроса являются определительные вопросы («Чем ты любишь заниматься в свободное время?»).

Перед массовым анкетированием необходимо провести пробные опыты с анкетами – проектами. После этого анкеты подвергаются окончательной редакции.


Просмотров: 7861
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психодиагностике




Другие новости по теме:

  • 6.8. Методы психолого-педагогического изучения учителем физической культуры личности школьника
  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» B.B. Ткачева
  • Анкета для диагностики мотивации персонала общеобразовательной школы
  • Анкетирование
  • Анкетирование индивидуальное
  • Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения
  • Валидность содержательная
  • Выбор методов обучения
  • Какое влияние на дошкольников оказала прочитанная книжка, можно узнать, используя метод беседы
  • Классификация методов дифференциальной психологии
  • Методика на исследование самосознания (Непомнящая Н.И.)
  • Методы изучения личности
  • Методы исследования в возрастной психологии
  • Методы исследования в общей психологии
  • Методы педагогических исследований
  • Можно ли по ответам на вопросы ребенком судить о том, каков ребенок в действительности?
  • Общая характеристика методов социально-психологического исследования
  • Общее понятие о методах и методике педагогического исследования
  • Особенности внимания
  • Педагогический эксперимент
  • Потребность задавать вопросы у дошкольников
  • Предмет дифференциальной психологии и исследовательские приемы
  • Проблема качества социально-психологической информации
  • Система методов проблемно-развивающего обучения
  • Собственно психологические методы
  • Содержание диагностической беседы с подростком
  • Составление заключений по данным патопсихологического экспериментального исследования
  • Специализированная анкета определения типа личностной идентичности подростка (С.С. Носов)
  • Факторные теории темперамента
  • Что делать, если ребенок требует выражений любви



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь