|
Анкетирование в возрастной психологииАнкета – метод сбора статистического материала путем прямого опроса испытуемых. Ребенку предлагается дать ответ на ряд вопросов: о ранних, воспоминаниях, о своих любимых игрушках, занятиях и т.д. Анкета может быть рассчитана также на получение материала, касающегося других лиц (анкеты учителей о детских идеалах, читательских интересах, дружбе и товариществе; анкеты учащихся об оценке того или другого преподавателя, одноклассников или учебного предмета и др.). Есть области психологического исследования, в которых часто применяют анкетный метод. Например, учителю для правильной постановки педагогической работы важно знать интересы детей, их отношение к учебным предметам и т.д. Все эти вопросы изучаются в основном с помощью анкетных исследований. Есть и такие области психологии, в которых метод анкеты совсем неприменим (изучение внимания, мышления). При исследовании этих процессов главное значение имеет разумная, продуманная во веек деталях организация исследования с таким расчетом, чтобы можно было точно наблюдать и учитывать течение данного процесса. Анкетный же метод вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено также и при изучении эмоциональной и волевой сфер. Словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. В исследовании этих областей большое значение имеет метод естественного эксперимента. Ценность материала, получаемого при анкетировании, находится в прямой связи со степенью естественности условий, в которых происходит опрос. Для успешной работы, кроме нормального самочувствия испытуемого, необходим определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты возникают особые проблемы. По содержанию анкета должна охватывать только определенную область. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это необходимо для того, чтобы при обработке полученных данных можно было сделать не только количественный, но и качественный анализ. Если же анкета составляется так, что испытуемый может отвечать только «да» или «нет», подчеркнуть или вычеркнуть то или другое место в анкете, то такие данные не поддаются никакой обработке, кроме количественной (такие вопросы называются закрытыми). Но, как метко выразился французский психолог Т. Рибо, психологические проблемы не решаются большинством голосов. При таком подходе получают данные, не поддающиеся сравнению, одно и то же «да» или «нет», одна и та же внешняя форма ответа может являться выражением противоположных причин. При анкетировании следует учитывать, что человеческая мысль, высказанная в форме вопроса, всегда имеет то или иное внушающее влияние на отвечающего, поэтому нужно максимально оградить опрашиваемого от внушения. Чрезвычайно сложной в методическом отношении является проблема формулирования вопроса. Можно выделить несколько форм вопросов, каждая из которых обладает своей степенью внушающего влияния. Большой степенью внушения обладают предполагающие вопросы («Какие телевизионные передачи ты любишь смотреть?» – хотя совсем неизвестно, смотрит ли этот человек телевизионные передачи); выжидательные вопросы («Не любишь ли ты смотреть телевизионные передачи?»); не вполне разделительные вопросы («Любишь ли ты смотреть телевизор или кино?»). Меньшей степенью внушения обладают всецело разделительные вопросы («Любишь ли ты смотреть телевизор или нет?»). Наиболее благоприятной формой вопроса являются определительные вопросы («Чем ты любишь заниматься в свободное время?»). Перед массовым анкетированием необходимо провести пробные опыты с анкетами – проектами. После этого анкеты подвергаются окончательной редакции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психодиагностике Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|