Спенс (Spence) Кеннет Вортенби (1907 – 1967)

американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии, психофизиологии и сравнительной психологии. Один из влиятельнейших теоретиков необихевиористской теории научения. Ученик и сотрудник К.Л. Халла. Образование получил в Канаде, где жил с родителями (его отец, инженер-электрик, был командирован в Канаду компанией "West Electric"). Учился в высшей школе Вест Хилл, ун-те Мак-Гилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), Джейлском ун-те (д-р философии, 1933). Чл. Национальной академии наук (1954). Ред. журналов: "Journal of Experimental Psychology"; "The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory". Награжден "Золотой медалью Уэлса" (1929), медалью Г.У. Кросби (общество экспериментальных психологов, 1953), наградой АРА "За выдающийся научный вклад" (1956) и др. Профессиональную деятельность начал с 1933 г. в лаборатории биологии приматов под руководством Р. Йеркса (г. Орандж-Парк, Флорида), где сделал первые экспериментальные открытия, связанные с исследованием шимпанзе и опытами с прохождением лабиринтов. В 1937-1938 гг. С. - ассистент профессора психологии в ун-те Вирджинии, с 1938 г. - ассоциированный профессор психологии в ун-те Айовы, с 1942 г. - полный профессор и декан фак-та психологии ун-та. С 1964 г. - профессор ун-та Техаса. Научная деятельность С. и его вклад в психологию проявились в трех основных направлениях: философия и методология науки, теория научения и экспериментальная психология научения. Один из его вкладов в методологию психологии заключался в прояснении роли операционализма и природы теоретического построения в психологии. Он обратил внимание на трудности, существующие в формулировании психологических теорий. В отличие от естественнонаучных теорий (физиков, химиков и т. п.) психологи вынуждены создавать теории на уровне низкой доказуемости, поскольку они не в состоянии подняться выше, имея в распоряжении только эмпирические средства. Вклад С. в теорию научения, помимо его участия в создании системы Халла-Спенса, заключался, с одной стороны, в его таланте ясно толковать и комментировать чужие научные теории и системы ("Theoretical interpretations of learning". In Moss (ed.) "Comparative psychology", 1942 и др.), а с другой - в создании оригинальной теории различающего научения. Построение теории, по мнению С., возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на это положение и на результаты исследований Э. Толмена, С. обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей "стимул-реакция", возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект, напротив, приобретает "побуждающее влияние" на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью. Основная формула научения, предложенная Халлом, была преобразована С. в следующее выражение: E = (D + K)ЇH, где E - потенциал пробуждения реакции, D - сила влечения, K - привлекательность объекта, H - прочность навыка. Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какого-либо влечения, а есть лишь его стимулирование "привлекательностью" объекта. Тем самым С. ввел новые теоретические понятия в бихевиористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов. Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности тревожности, которой стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретико-ассоциативной концепции влечения. Подход С. к пониманию тревожности как приобретенному влечению ("Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning" // Psychol. Bulletin. 1964, 61) - был положен Дж. Тейлором в основу разработки опросника диспозициональной тревожности (J.A. Taylor "Manifest anxiety scale", 1952). Последующие исследования С. и его аспирантов были связаны с различающим научением и с изучением условного рефлекса мигания у людей. Его работы в этой области до сих пор остаются непревзойденными и часто цитируются. В лаборатории С. было защищено 77 докт. дис., содержащих важные научные открытия.

Важнейшие труды:
"Theoretical interpretations of learning" / "Hand-book of general experimental psychology", N.Y., 1951, (в рус. пер.: Теоретический анализ процесса научения / Экспериментальная психология. М., 1963, т. 2);
"Mathematical formulations of learning phenomena" / Psychol. Rev. 1952, vol. 59;
"Behavior Theory and Conditions". New Haven, 1956;
"A theory of emotionally based drive and its relation to performance in simple learning situations" / American Psychologist. 1958, 13;
"Behavior Theory and Learning". N.Y., 1960;
"The Psychology of Learning and Motivation (2 vols). Academic Press, 1967.
Просмотров: 1200
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Анастази Анна (Anastasi A)
  • Анастази Анна (Anastasi A)
  • Аш (Asch) Соломон (1907 – 1996)
  • Бандура (Bandura) Альберт (1925 – 1988)
  • Бейтсон (Bateson) Грегори (1904 – 1980)
  • Боринг (Boring) Эдвин Гарриджи (1886 – 1968)
  • Боулби (Bowlby) Джон (1907 – 1990)
  • Василейский Серафим Михайлович (1888 – 1961)
  • Доллард (Dollard) Джон (1900 – 1980)
  • Йеркс (Yerkes) Роберт Мирнс (1876 – 1956)
  • Креч (Krech) Дэвид (1909 – 1977)
  • Математическая психология
  • Олпорт (Allport) Флойд Генри (1890 – 1978)
  • Осгуд (Osgood) Чарльз Эджмертон (1916 – 1991)
  • Рамуль (Ramul) Константин (1879 – 1975)
  • Робак (Roback) Авраам Арон (1890 – 1965)
  • Саймон (Simon) Герберт Александер (1916 – 2001)
  • Стаут (Stout) Георг Фредерик (1860 – 1944)
  • Стивенс (Stevens) Стэнли Смит (1906 – 1973)
  • Стреляу Ян (Strelau, Jan)
  • Стреляу Ян (Strelau, Jan)
  • Терстоун (Thurstone) Луис Леон (1887 – 1955)
  • Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс (1886 – 1959)
  • Тутунджян Овсеп Мовсесович (1918 – 1994)
  • Фестингер (Festinger) Леон (1919 – 1989)
  • Фолькельт (Volkelt) Ханс (1886 – 1964)
  • Фортунатов Григорий Алексеевич (1880 – 1972)
  • Хебб (Hebb) Дональд (1904–1985)
  • Шерозия Аполлон Епифанович (1927 – 1981)
  • Эдвард Чейс Толмен



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь