Стивенс (Stevens) Стэнли Смит (1906 – 1973)

американский психолог, специалист в области экспериментальной и сравнительной психологии, методов оценки и измерения, философии и теории психологии. Образование получил в Стэндфордском (бакалавр, 1931) и Гарвардском ун-тах (д-р, 1933). С 1932 г. - преподавал в Гарвардском ун-те (ассистент, 1932-1935; преподаватель экспериментальной психологии, 1936-1938; ст. преподаватель, 1938; доцент, 1944; профессор психологии, 1944, профессор психофизики, с 1962). За свои научные достижения был награжден медалью Уоррена (Общество экспериментальных психологов (1943), наградой APA: "За выдающийся научный вклад" (1960), золотой медалью Рейли (Британское акустическое общество, 1972) и др. Основная часть научной деятельности С. была связана с приложением математических методов к психологии (в основном в области психофизики) и с проблемами измерения. Первые статьи были написаны в период занятий на курсе Е.Д. Боринга по экспериментальной психологии. Боринг предложил С. заняться загадкой смешения цветов: при смешении красного и зеленого в цветовом колесе наблюдатель на определенном расстоянии воспринимает цвет как серый. С. выяснил, что необходимое расстояние варьирует в зависимости от пропорций смешиваемых цветов. В аспирантуре занимался исследованиями тональной громкости, результаты которых составили его докт. дис. Однако С. никогда не удовлетворяла роль только экспериментатора, он всегда интересовался философией науки, что привело его к проблеме логики методов измерения. Измерение являлось главной проблемой научной психологии того времени, поскольку с естественнонаучной точки зрения "наука начинается там, где есть возможность количественной оценки фактических данных". Чтобы придать психологии научный статус, требовались достаточно широкие дефиниции измерения, которые могли бы включить в себя исследования мышления и поведения. К этому времени относится появление концепции операционализма физика Перси Бриджмена ("Логика современной физики", 1927), согласно которой "достоверность измерений не столько зависит от основательности измеряемого явления, сколько от методов измерения и порождаемых ими закономерностей". Это было желанным новшеством для психологов, которые были в сомнениях относительно предмета своих исследований. Подобно Б.Ф. Скиннеру, С. обратился к операционализму, считая это выходом из тупика, и принялся создавать "психологию как истинную науку", основанную на измерении. В течение 1930-х гг. С., продолжая исследования в области слуха ("Hearing: its psychology and physiology" / with H. Davis /, Wiley, 1938), начал публиковать статьи по операционализму и системам измерения. Провел совместные исследования с В.Г. Шелдоном, результаты которого были опубликованы в 1942 г. книге "Varieties of temperament". В конце 1940-х гг. вошел в группу, которая на своих регулярных встречах обсуждала проблемы философии науки. В нее входили П. Бриджмен, логический позитивист Рудольф Карнапп, математик Д.Д. Биркхофф. Впоследствии для классификации шкал измерения С. использовал тезис Биркхоффа о том, что "науку нужно рассматривать как процесс выделения изменяющихся инвариантов". Анализируя результаты своих исследований, С. разработал четыре шкалы: номинальную, порядковую, интервальную и шкалу отношений. Эта классификация давала ему наконец точку отсчета для измерения ощущений, особенно слуховых. Определив шкалы измерения в терминах операций, а не свойств измеряемых явлений, он начал выводить психофизику на уровень физики. Продемонстрировал, что операции измерения, являющиеся психофизическими методами, дают достоверные показатели. В 1940 г. создал психо-акустическую лабораторию, где продолжил свои исследования. В послевоенное время (1944) был ст. профессором в Гарварде, консультантом ряда правительственных организаций и потому принялся за подготовку к изданию книги по методам экспериментальной психологии. ("Handbook of experimental psychology", 1951). В 1953 г. вернулся в лабораторию к конкретным исследованиям и там столкнулся с догмой (являющейся следствием закона Вебера - Фехнера) о том, что равные промежутки в силе ощущений могут быть измерены с помощью "едва заметных различий". И хотя С. и другие психофизики прекрасно знали о несоответствии, существующем в результатах, опровергнуть этот закон оказалось достаточно сложно. С. страстно мечтал найти более простой инвариант, лежащий в основе возможных измерений. И ему это удалось: он предложил наблюдателям обозначать цифрами субъективные впечатления с тем условием, что они должны пропорционально соотноситься с впечатлениями. Выяснилось, что результаты поддаются лучшему описанию не с помощью логарифмического закона Фехнера, а с помощью силового закона: равные уровни раздражения соответствуют равным уровням субъективных суждений. С. с коллегами доказал, что это относится и к другим измерениям и модальностям. Этот успех убедил его, что психофизика должна оставаться центральной дисциплиной психологии. Однако с течением времени интересы психологии существенно расширялись и уходили все дальше от психофизики. В 1962 г., выражая свое чувство покинутости, С. убедил администрацию Гарварда изменить название его должности с "профессора психологии" на "профессора психофизики". Своими основными достижениями С. считал формулировку двух инвариантов:

1) дефиницию четырех шкал измерения, каждая из которых определялась в терминах возможных превращений. Эти шкалы вошли в непараметрическую статистику Сидни Сигеля;
2) формулировку силового закона, дающего возможность (благодаря операционистскому подходу) научного измерения субъективного опыта.

Результаты своих последующих исследований публиковал в научных журналах: "On the psychophysical low", Psychological Review, 64, (1957); "Ratio scales and category scales for a dozen perceptual continua" / with E.H. Galanter, J. of Experimental Psychology, 54, (1957); "To honor Fechner and repeal his law", Science, 133, (1961); "A metric for the socialconsensus", Science, 151, (1966); "Issues in psychophysical measurement", Psychological Review, 78, (1971) и др. Уже после смерти С. была издана монография: "Psychophysics: introduction to its perceptual neural and social prospects", Wiley, 1975.
Просмотров: 1883
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Аш (Asch) Соломон (1907 – 1996)
  • Бардин Кирилл Васильевич (1929 – 1995)
  • Бартлет (Bartlett) Фредерик Чарльз (1886 – 1969)
  • Боринг (Boring) Эдвин Гарриджи (1886 – 1968)
  • Боулби (Bowlby) Джон (1907 – 1990)
  • Бретт (Brett) Джордж Сидней (05.08.1879 – 27.10.1944)
  • Вебер (Weber) Эрнст Генрих (1795 – 1878)
  • Векслер (Wechsler) Давид (1896 – 1981)
  • Виткин (Witkin) Герман (1916 – 1979)
  • Гилфорд (Guilford) Джой Пол (1897 – 1987)
  • Закон Фехнера
  • Измерения в психологии
  • Йеркс (Yerkes) Роберт Мирнс (1876 – 1956)
  • Левитов Николай Дмитриевич (1890 – 1971)
  • Мальцева Екатерина Алексеевна (1883 – 1964)
  • Математическая психология
  • Мюллер (Muller) Георг Элиас (20.07.1850 – 23.12.1934)
  • Олпорт (Allport) Флойд Генри (1890 – 1978)
  • Платонов Константин Константинович (07.07.1906 – 05.09.1984)
  • Психофизика
  • Рамуль (Ramul) Константин (1879 – 1975)
  • Рапапорт (Rapaport) Дэвид (1911 – 1960)
  • Робак (Roback) Авраам Арон (1890 – 1965)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Саймон (Simon) Герберт Александер (1916 – 2001)
  • Спенс (Spence) Кеннет Вортенби (1907 – 1967)
  • Термен (Terman) Льюис Мэдисон (1877 – 1956)
  • Терстоун (Thurstone) Луис Леон (1887 – 1955)
  • Тутунджян Овсеп Мовсесович (1918 – 1994)
  • Экспериментальная психология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь