Ле Сенн (Le Senne) Рене (1882 – 1954)

французский философ-моралист, метафизик и психолог, близкий к христианскому экзистенциализму. Д-р философии (1909, 1930), профессор Сорбонны (1929-1931 и с 1942). Чл. Академии моральных и политических наук (1948), президент Международного ин-та философии (1952-1953). Кавалер Ордена Почетного легиона. Учился в различных парижских лицеях, окончил Высший педагогический ин-т, где его руководителем был Ф. Рау. В 1909 г. получил степень агреже философии; в 1930 г. защитил докт. дис.: основную - "Долг" ("Le devoir", посвящена Рау) и дополнительную - "Ложь и характер" ("Le mensonge et le caractre"). Некоторое время преподавал в лицее Людовика Великого, в Высшем педагогическом ин-те. В 1934 г. основал, совместно с Луи Лавелем, серию публикаций "Философия духа" ("Philosophie de l’esprit"). С 1942 г. стал профессором моральной философии в Сорбонне. Первоначально интересы Ле С. лежали в области науки и эпистемологии. Но после Первой мировой войны, утратив веру в способность науки решать проблемы человеческой жизни, связал свои надежды с развитием философских исследований спиритуалистской ориентации. В этот период наибольшее влияние на него оказали Гамлен, Бергсон (хотя он отрицал некоторые существенные аспекты бергсонизма, в том числе критику интеллектуализма) и Рау, с которым его сближает концепция опыта и желание спиритуализировать рационализм путем объединения интеллекта и интуиции. Следуя Гамлену, Ле С. создал концепцию "конкретного идеализма", которую противопоставил эмпиризму и позитивизму. Но Ле С. интересовало, главным образом, не построение таблицы категорий, а исследование функций сознания в его взаимодействии с реальностью. Среди таких функций он выделял: метафизику, которая, не отличаясь коренным образом от науки, постигает более глубокие отношения реальности; науку, опирающуюся на опыт и практическую деятельность; религию; мораль; искусство. Важную роль в концепции Ле С. играет противоречие как отношение противоположностей. Плодотворность взаимодействия противоположностей он усматривает в том, что страдание от осознания противоречия побуждает индивида разрешать его в синтезе, т. е. в действии. Действие же связано с долгом, который понимается Ле С. как первичный принцип бытия, как условие возможности и науки, и морали. В докт. дис. Ле С. развил концепцию долга как основания морали, представив долг в качестве первичной идеи, содержащей в себе, как в зародыше, все возможные определения конкретного существа. В работе "Введение в философию" ("Introduction а la philosophie", 1925, 1939) Ле С. изложил свою "философию ценностей", где ценность понимается уже не как следствие, а как источник всякого долга. Основные ценности: истина, благо, красота и любовь - в разной мере представлены и по-разному сочетаются у разных людей, что связано и с конкретными ситуациями, в которых те оказываются. Высшая ценность - это Бог, т. е. бесконечная любовь, открывающаяся личности в ее духовном, в том числе моральном опыте. Эта концепция изложена также в работах "Препятствие и ценность" ("Obstacle et valeur", 1934), "Трактат об общей морали" ("Traiet de morale generale", 1942). Ле С. называл свою философию "идео-экзистенциальным персоналистическим спиритуализмом". В соответствии с его философской концепцией "всеобщий дух" есть предварительное условие симпатии общества и познания; осознавшее себя "Я" обладает частицей "бесконечного Я", которое и есть "ценность"; "Я" и "не-Я" в сознании взаимодействуют, пронизывая друг друга; а сущность религии заключается в том, чтобы переступать границы сознания. Ле С. известен также как создатель концепции характерологии; характер он рассматривает как совокупность врожденных свойств, а личность как совокупность качеств, выработанных человеком в течение жизни; характер и личность - два полюса человеческого "Я". Ле С. дает классификацию характеров, исходя из таких черт личности, как эмоциональность, способность к активной деятельности и др. Такая характерология, по его мнению, призвана способствовать лучшему взаимопониманию и коммуникации между людьми. Она изложена в работе "Трактат о характерологии" ("Traiet de caractrologie", 1945, 1949). В издательстве "Presses universitaires de France" Ле С. основал серию "Характеры" ("Caractres"). Идеи Ле С. оказали определенное влияние на французскую педагогику середины 1920-х гг. Среди других его работ - "Личная судьба", 1951; "Открытие Бога", 1955 (издана посмертно).
Просмотров: 1194
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Адорно (Adorno) Теодор (1903 – 1969)
  • Астафьев Петр Евгеньевич (1846 – 1893)
  • Башляр (Bachelard) Гастон (1884 – 1962)
  • Бергсон (Bergson) Анри (1859 – 1941)
  • Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948)
  • Боринг (Boring) Эдвин Гарриджи (1886 – 1968)
  • Вейнингер (Weininger) Отто (1880 – 1903)
  • Вышеславцев Борис Петрович (1877 – 1954)
  • Габерлин (Haberlin) Пауль (1878 – 1960)
  • Жане Пьер
  • Зеньковский Василий Васильевич (1881 – 1962)
  • Иванов-Смоленский Анатолий Георгиевич (1895 – 1982)
  • Кафка (Kafka) Густав (1883 – 1953)
  • Лагаш (Lagache) Даниэль (1903 – 1972)
  • Лопатин Лев Михайлович (1855 – 1920)
  • Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965)
  • Мазманян Мкртыч Арамович (1910 – 1977)
  • Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер (1884 – 1942)
  • Мамардашвили Мераб Константинович (1930 – 1990)
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 – 1960)
  • Саймон (Simon) Герберт Александер (1916 – 2001)
  • Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900)
  • Стаут (Stout) Георг Фредерик (1860 – 1944)
  • Твардовский (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866 – 1938)
  • Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889 – 1976)
  • Хейманс (Heymans) Герардус (17.04.1857 – 18.02.1930)
  • Шерозия Аполлон Епифанович (1927 – 1981)
  • Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882 – 1963)
  • Ясперс (Jaspers) Карл (1883 – 1969)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь