|
III. Активное Воображение
Итак, четыре фазы.
Доктор Мария Луиза фон Франц доказала, что Активное воображение естественным образом делится на четыре стадии.* Разные люди несколько по-разному воспринимают эти стадии. Определяя четыре практические фазы, я пытался сформулировать стандартный подход, который даст большинству людей возможность безбоязненно и беспрепятственно пройти все стадии Активного Воображения. Как и при работе со снами, в данном случае тоже очень полезно определить порядок действий, серию фаз, которые следует проходить только в строгой последовательности. Это позволит вам миновать все препятствия, избавит от растерянности и нерешительности, которые иногда не позволяют людям начать эту работу или довести ее до конца Четыре стадии д-ра фон Франца (1) пустой эго-разум, (2) позволяем бессознательному заполнить вакуум, (3) добавляем этический элемент (4) интегрируем воображение в повседневную жизнь. (Неопубликованная лекция Панарийская конференция, Лос-Анджелес, 1979 г) Выбор метода физической фиксации воображенияПрежде чем мы займемся четырьмя фазами, нам необходимо определиться с физическими деталями нашего метода. Нам необходимо получить четкое представление о физической стадии и решить, каким образом мы будем фиксировать наше Активное Воображение. Эти детали имеют гораздо большее значение, чем вам кажется. Многие люди бросают заниматься Активным Воображением, не успев и начать, потому что они не могут найти удобного для себя способа фиксации результатов воображения. Мы уже говорили о важности перенесения на бумагу результатов вашей внутренней работы. В случае с Активным Воображением записи приобретают еще большее значение. Вы должны записать или отпечатать ваш внутренний диалог. Это основной способ защиты от превращения Активного Воображения в еще одну пассивную фантазию. Записи позволят вам сосредоточиться на том, что вы делаете, и не позволят вам отвлекаться на случайные грезы. Они дадут вам возможность зафиксировать все, что было сказано и сделано так, что по прошествии некоторого времени вы сможете вспомнить и "переварить" ваши ощущения Записи - это не единственный способ фиксации вашего Активного Воображения. Ниже я коснусь и других методов. Но для большинства людей записи - это самый простой и самый эффективный способ. Как делаются записиВ двух уже приведенных мною примерах Активного Воображения представлены типичные способы записи воображения. В первом случае женщина использовала свою записную книжку и записала все от руки. На полях она обозначила участников диалога посредством следующих аббревиатур: "Э" означало "эго" (то есть ее саму), а "Яп" означало японского художника, с которым она вела беседу. Для фиксации своего воображения я использую пишущую машинку. Если вы умеете с ней хорошо обращаться, то она оказывается очень эффективной. Вы можете очень быстро фиксировать ваше воображение и не устаете так быстро, как в том случае, когда делаете записи от руки. Тем не менее, многие люди предпочитают делать записи именно от руки, и среди приверженцев этого метода был и сам Юнг. Некоторым людям кажется, что авторучка более "естественна". Они могут даже придать своему Активному Воображению церемониальный или архетипический оттенок, сделав запись каллиграфическим почерком. Мой метод оказался весьма полезным для многих людей, которые в начале своей работы испытывали определенные трудности. Все, что говорю я сам, я записываю только строчными буквами, а все, что говорит мне воображаемое мною лицо, я записываю только заглавными буквами. Таким образом, мне даже не нужно отделять абзацами слова одного участника беседы от слов другого. При смене говорящего, я меняю шрифт и потому могу записывать воображение с той же скоростью, с какой оно разворачивается. Если бы мужчина, путешествие которого в мифическую страну я привел в качестве второго примера, применил бы мой метод, то его Активное Воображение выглядело бы таким образом: (Приветствую человека в плаще, с капюшоном из перьев, человека эпохи Возрождения, учителя и советчика. Когда я поднимаюсь на мост, он приветствует меня. При нем все его вещи. Я принес с собой фонарь и рюкзак). ПРИВЕТ ТЕБЕ! Я ПРИНЕС ТЕБЕ ДОБРЫЕ ВЕСТИ: ПОГОДА БУДЕТ БЛАГОПРИЯТСТВОВАТЬ НАШЕМУ СЕГОДНЯШНЕМУ ПУТЕШЕСТВИЮ. ОДНАКО МЫ ДОЛЖНЫ НЕМЕДЛЕННО ОТПРАВЛЯТЬСЯ В ПУТЬ, ИБО ВСЕ В ЭТОМ МИРЕ МОЖЕТ БЫСТРО ИЗМЕНИТЬСЯ. ИДЕМ ЖЕ, ПОКА У НАС ЕСТЬ СИЛЫ. Я хочу отправиться в путешествие. Я хочу продолжать его до тех пор, пока мы не достигнем цели. Я начинаю путешествие с верой в то, что мои действия доставят удовольствие судьбе, и она будет добра ко мне. ТОГДА ИДЕМ, И ПОМНИ: ДАЖЕ САМОЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УСИЛИЕ ИМЕЕТ СВОЮ ЦЕННОСТЬ. Как вы можете видеть, слова автора напечатаны строчными буквами, а слова человека эпохи Возрождения - заглавными. Если вы применяете этот метод, то вам не нужно все время писать на полях "Я" или "Человек", чтобы обозначить, кому именно принадлежат данные слова, и вам не нужно заботиться об абзацах или кавычках. Когда вы видите строчные буквы, вы знаете, что эти слова принадлежат вам, а когда вы видите заглавные, вы знаете, что это слова другого человека. Пользуясь этим методом, вы будете переносить диалоги и события на бумагу с той же скоростью, с какой они происходят, и вам не потребуется делать перерыв. Нет нужды останавливаться и вносить исправления, никто кроме вас, не будет этого читать. Если этот способ устраивает вас, используйте его. Если же он вас не устраивает, то примените метод, приведенный ранее, или изобретите свой собственный метод. Очень важно располагать простым и доступным способом фиксации всего, что происходит и говорится во время Активного Воображения. Если вы будете следить за вопросительными знаками, кавычками, пунктуацией, структурой предложения, то вы заранее обречены на неудачу - это станет слишком обременительным для вас, и вы бросите начатое дело. Метод фиксации должен быть прост, доступен и эффективен Другие способы фиксации Активного ВоображенияМногие люди могут фиксировать свое Активное Воображение особым способом. Они могут выражать свои внутренние образы в танце, музыке, картине, скульптуре или громкой речи. Однажды у меня была пациентка - танцовщица, которая могла выразить происходящие в ее воображении события и диалоги только в форме танца. Когда она сделала это в первый раз, я настолько испугался, что на время потерял дар речи. Она станцевала всю жестокость, весь драматизм, всю красоту борьбу и трагедию своей внутренней жизни. Она станцевала каждый персонаж, каждую роль, она изображала животных, она завывала, ворчала, кричала, сражалась, плакала. К моменту окончания ее сеанса я съежился в своем кресле настолько, что меня было почти не видно. Она весело сказала. "Все, Роберт можешь вылезать". В конце каждого сеанса она объясняла свои танцы словами, говорила о том, что она чувствовала и видела в своем воображении, и что это все для нее значило. Это мне очень помогало, поскольку танец для меня был чем-то вроде иностранного языка. И ей самой ее слова помогали сделать ее воображение более осознанным. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|