|
I Введение. Бессознательное и его язык
Работа без психоаналитика
Если у вас нет возможности обратиться к психоаналитику, вы можете задуматься над тем, стоит ли вам заниматься вашими снами вместо того, чтобы прибегнуть к иной технике внутренней работы. Я уверен, что вы можете совершенно безопасно работать над вашими снами, и приведенные в этой книге методы принесут вам пользу. Запомните только одно правило: Нужно соблюдать осторожность. По мере того, как вы будете читать главы этой книги, вы найдете ряд предупреждений и советов, которые помогут вам избежать неприятностей. Пожалуйста, отнеситесь к ним серьезно и соблюдайте их. Вы должны понять, что, когда вы приближаетесь к бессознательному, вы начинаете иметь дело с одной из самых могущественных и независимых сил, с которыми только может столкнуться человек. Техника внутренней работы предназначена для того, чтобы привести в действие силы бессознательного, но, по сути своей, этот процесс напоминает высвобождение гейзера. Если вы не проявите осторожность, события могут выйти из-под вашего контроля. Если вы не отнесетесь к этому процессу серьезно или постараетесь превратить его в простое развлечение, вы можете причинить себе вред. Особенную осторожность следует проявлять с Активным Воображением. Им не следует заниматься до тех пор, пока вы не познакомитесь с кем-то, кто хорошо знаком с этим искусством, с кем-то, кто знает, как найти дорогу назад из внутреннего мира в наш обычный земной мир. Активное Воображение вполне безопасно, если соблюдать правила и руководствоваться здравым смыслом, но существует возможность слишком глубоко погрузиться в него и испытать ощущение чрезмерно далекого ухода в бессознательное. Вашим помощником может быть либо психоаналитик, либо любитель, имеющий определенный опыт в Активном Воображении. В общем, главное - чтобы у вас был друг, к которому вы сможете обратиться, если потеряете ориентиры. Все вышесказанное ни в коем случае не должно отпугнуть вас от выполнения внутренней работы. Мы только должны помнить об универсальном правиле: любая мощная сила добра может стать разрушительной силой, если будет использоваться неправильно. Если мы хотим подружиться с могучими силами внутреннего мира, то должны также уважать их. 1.3 Альтернативные реальности: Мир Снов. Царство ВоображенияНаши речевые штампы свидетельствуют об автоматизме многих наших предположений если вы обсуждаете ваш сон с вашим другом, то друг обязательно спросит что-то вроде: "А это событие действительно имело место или ты его видел только во сне?". То есть подразумевается, что сон - это нечто "ненастоящее", "нереальное". На самом же деле, вопрос следовало бы задать так: "Это событие имело место в реальности сна или в физической реальности тоже? В мире снов или и в обычном мире тоже?" Действительно, существуют и та и другая реальности, и тот и другой миры. Но мир снов, если только мы в него вникнем, оказывает на нашу жизнь более практическое и конкретное воздействие, чем внешние события. Ибо именно в мире снов бессознательное приводит в действие свою мощную динамику. Именно в этом мире великие силы сражаются друг с другом или объединяются, чтобы породить идеалы, убеждения, верования и порывы, которые являются мотивами большинства наших поступков. Как только мы становимся более восприимчивыми к нашим снам, то обнаруживаем, что динамика любого сна по-своему проявляется в нашей практической жизни в наших действиях, отношениях, рутинных процедурах, желаниях и чувствах Мы верим, что вполне осознанно контролируем эти элементы жизни. Но эта вера является великой иллюзией об эго-контроле. На самом деле, эти аспекты нашей жизни управляются из гораздо более глубоко скрытого места. Именно в мире снов мы можем увидеть их корни в понятной для нас форме. Сны выражают бессознательное Сны - это динамичная мозаика, состоящая из символов, которые выражают движение, конфликт, взаимодействие и развитие великой энергетической системы бессознательного. Бессознательное обладает особой способностью к созданию образов и использованию этих образов в качестве символов. Именно эти символы и формируют наши сны, создавая язык, посредством которого бессознательное передает информацию осознающему разуму. Как пылающему огню свойственно выделять тепло, так и бессознательному свойственно создавать символы. Это просто в природе бессознательного. По мере того, как мы учимся понимать эти символы, мы обретаем способность постижения той работы, которую бессознательное вершит внутри нас. Эта способность создавать символы оказывает воздействие не только на наши сны: поток символических образов, бьющий из колодцев бессознательного, питает всю человеческую жизнь. Нойманн, в своей книге "Великая Мать", пишет: "Символические образы бессознательного - это творящий источник человеческого духа во всех его проявлениях. Из символов родились не только сознание и его философские концепции понимания мира, но также и религия, ритуалы, культы, искусство и обычаи. И поскольку процесс формирования бессознательным символов является источником человеческого духа, язык, история которого практически идентична зарождению и развитию человеческого сознания, всегда начинается как язык символов. Потому Юнг и пишет' "Архетип выражает себя, прежде всего, через метафоры" * *Neumann, Great Mother p17 Образы-символы бессознательного пробираются на уровень сознания, в основном, двумя путями - через сны и через воображение. Уловить символизм снов относительно легко, потому что сны зачастую населены существами и наполнены ситуациями, которым нет места в обычной физической жизни. Образы из снов, как правило, приводят людей в растерянность до тех пор, пока люди не узнают, что образы эти - символические и их не надо воспринимать буквально. Поскольку воспринятые буквально образы из снов не имеют никакого смысла, кажутся совершенно бессмысленными, то люди отмахиваются от них, как от чего-то "непонятного", но, на самом деле, сновидения представляют собой абсолютно четко изложенную мысль. И если мы потратим время на то, чтобы изучить их язык, мы обнаружим, что каждое сновидение представляет собой шедевр символического послания. Бессознательное говорит символами, но не для того, чтобы запутать нас, а просто потому, что этот язык дан ему от природы. В книге Юнга "Воспоминания, Сны, Размышления" читаем: "Я никогда не мог согласиться с той точкой зрения, что сон - это "фасад" за которым скрывается его смысл; смысл уже известен, но, так сказать, умышленно не допускается до сознания. Я считаю, что сны являются частью природы, которая никого не намеревается обманывать, а просто делает все, что в ее силах, чтобы что-то выразить, подобно тому, как растущее растение или ищущее пищи животное, тоже делают все, что в их силах. Эти формы жизни также не имеют никакого желания обманывать наши глаза, но мы сами обманываем себя, потому что страдаем близорукостью. Задолго до того, как я встретил Фрейда, я считал, что бессознательное и сны, которые являются его непосредственным выражением,- это естественные процессы, в отношении к которым неуместны никакая произвольность и, уж конечно, никакое надувательство.* Мы можем сравнивать сновидения с экраном, на который бессознательное проецирует свою внутреннюю драму. Мы видим на нем различные внутренние личности, из которых, по большей части, состоит наш общий характер, и динамику сил, из которых состоит бессознательное. Эти невидимые силы и их деятельность приводят в действие, так сказать, заряды, проецирующиеся на экран. Они принимают форму образов, и взаимодействие этих образов из снов дает нам точное представление о внутренней динамике того, что происходит внутри нас. Для того чтобы научиться понимать эти образы, мы должны начать с осознания того, что их не следует воспринимать буквально: мы учимся искать установку, внутреннюю личность, внутреннее развитие или внутренний конфликт, которые облекают себя в форму и цвет данного образа, чтобы стать видимыми для нас в Земле Снов" Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|