III. Активное Воображение

После этого, неделю за неделей, он приносил свои описания Активного Воображения. События становились все более драматичными, принимали все более отчаянный оборот. Там были величественные сражения между силами света и силами тьмы, злодеи и их жертвы, попавшие в беду прекрасные дамы, скандалы и интриги, предательство и обман. Несчастная девушка, за которой по пятам гнался страшный злодей, прижав к своей груди ребенка, перебиралась через реку, перепрыгивая с льдины на льдину.

Так шла неделя за неделей, но я мало что говорил по этому поводу. Все события соответствовали друг другу, но я хотел увидеть кульминацию этого спектакля и понять, какой вывод можно будет из него сделать.

Однажды он пришел и эффектным жестом бросил на стол листы с описанием последнего эпизода Активного Воображения. Это была ужасная, но великолепно написанная развязка той истории, которую он мне рассказывал все это время. Когда я закончил чтение, он сказал: "Ты, придурок! Я все время морочил тебе голову! Я все это придумал, чтобы посмеяться над тобой. Во всем этом нет ни слова правды!"

Я ничего не сказал, но подумал:"Что ж, это не первый раз, когда меня дурачат". Я просто сидел и ждал. Я смотрел на него, и я никогда не забуду, как менялось выражение его лица. Торжество постепенно сменил ужас. В его глазах появились слезы. Он сказал: "Будь ты проклят! Ты меня обыграл. Все это правда, и я этого не знал", А потом он просто превратился в тряпку.

Видите ли, хотя он и пытался написать рассказ - "подделку", чтобы одурачить меня и подвергнуть осмеянию мое дело, но эта "подделка" поднялась из глубин его души, так сказать, из его психологических "внутренностей". Ему казалось, что он что-то придумывает, а на самом деле он выплескивал тайное содержимое своего внутреннего существа.

Ужасный злодей из его рассказа был ничем иным как той, скрывающейся внутри него непорядочностью, которая хитро поблескивала в его глазах и в значительной степени контролировала его поведение, полагая, что смысл анализа заключается в том, чтобы показать аналитику, какой он идиот. Попавшие в беду героини были ничем иным как внутренней женской стороной его собственного "я": его внутренняя жизнь и его чувства приняли образ льдин на реке. Все интриги, невинные жертвы, трагедии и приключения были невольным отражением ужасных конфликтов, бушевавших в его душе.

Он пытался придумать рассказа. Но по воле случая, в ходе этого процесса он занялся Активным Воображением. Он ощутил символы, поднявшиеся из его бессознательного. В конце концов, его Активное Воображение принудило его посмотреть прямо в глаза своему внутреннему "я" И он уже никогда не будет тем, кем был прежде.

Каждый раз, когда я начинаю заниматься с кем-нибудь из пациентов Активным Воображением, мне задают кучу вопросов: "Откуда я знаю, что я все это просто не придумал? Как я могу разговаривать с кем-то, кто является всего лишь плодом моего воображения?". На основании своего опыта я пришел к убеждению, что, практически, невозможно вообразить то, что не является подлинным отражением чего-то, находящегося в бессознательном. Функция воображения и состоит в том, чтобы извлекать информацию из бессознательного, облекать ее в образы и передавать осознающему разуму. Все, что возникает в воображении и облекается им в определенную образ-форму, обязательно существует в ткани бессознательного.

Даже если пациент, что называется, "шутник" и намеренно пытается "сфабриковать" свое воображение, придумать что-то до невозможности глупое, заняться чисто "художественной литературой" - все равно, проходящий через его воображение материал отражает какую-то скрытую часть его личности. Ничто не возникает из "воздуха". Человек, создающий образы, черпает их откуда-то из своего внутреннего мира.

Вопрос не в подлинности образов, а в том, что с ними делать. Их очень легко неправильно понять и неправильно использовать. Но большинство людей даже и не задумываются, что им делать с пришедшими из бессознательного откровениями, потому что они слишком смущены сомнениями в подлинности этих образов.

После окончания одной из моих лекций, один человек спросил меня: "Но откуда мне знать, что я не разговариваю с моим супер-эго?" Иногда вы, действительно, разговариваете с вашим супер-эго или с той частью души, которая называется супер-эго. Оно говорит вам о необходимости соблюдения порядка и требует, чтобы вы соответствовали представлениям о добре и зле, привитых вам вашими родителями и нормам вашей цивилизации. Вы, как развивающееся эго-сознание, можете отвечать, что вы должны составить обо всех этих вещах свое собственное представление. Дело в том, что вы разговариваете с частью самого себя - и этим все объясняется.

Еще один пациент сказал: "Но у меня такое ощущение, что я разговариваю с самим собой". Я ответил: "Прекрасно, Вы разговариваете с вашими разными "я". В этом-то и суть".

Если у вас возникает ощущение, что вы разговариваете с самим собой, то это прекрасно! Если вам кажется, что вы "придумываете", как это было с моим хитрецом-пациентом, отлично. Все, что вы придумываете, приходит из вашего бессознательного: это говорит одна из ваших внутренних личностей. От вас требуется только одно - записать все, что вы говорили, записать все, что говорили внутренние личности, записать все, что вы делали вместе с ними. Когда вы начнете правильно воспринимать ваше воображение, вы поймете, что в нем, как в идеально отполированном зеркале, отражается внутренний мир вашего бессознательного.

Активное Воображение как путешествие в миф

Следующий пример Активного Воображения резко отличается от всего того, с чем мы познакомились до сих пор. Зачастую, когда люди начинают постоянно заниматься Активным Воображением, его результат имеет мало общего с их непосредственной личной жизнью. Как и в этом примере, их ощущения напоминают, скорее, сказочное приключение, путешествие в царство архетипов. Они могут оказаться при дворе короля Артура или на холмах древней Греции, где боги вершили свои дела прямо на глазах у людей.

Если мы не поймем, что такого рода приключения являются символическим восприятием великой пьесы, поставленной в нашем бессознательном, то мы сделаем поспешные и неверные выводы. Мы будем думать, что это простое развлечение, роман, быстренько написанный автором ради нашего удовольствия. Когда мы перейдем к нижеследующему примеру, то вы увидите, что он начинается, как великий миф, путешествием в страну, где бесчинствует зло, и героическим походом на помощь невинной королеве, излечением больных и раненных.

Но эта история не является художественным вымыслом, в подлинном смысле этого слова, поскольку каждая ее деталь истинна для того человека, в воображении которого она разворачивается. Некоторые великие произведения художественной литературы начинались с Активного Воображения. Но в тот момент, когда история зарождается в мозгу автора, она не является вымыслом: она является подлинным отражением динамики глубокого бессознательного, символически выражающей себя посредством воображения.

Если вы повстречаете вашего внутреннего "проводника", который будет сопровождать вас в этом сказочном приключении, это может помочь вам понять, что оно является вполне нормальным и прекрасным способом "побывать в шкуре" тех частей вашего "я", которые не могут быть реализованы в вашей непосредственной, повседневной, физической жизни. Подобные сказочные путешествия могут быть также и обрядом посвящения: по мере нашего взросления, по мере перехода с одного уровня зрелости на другой, мы обязательно должны сталкиваться с великими архетипическими темами, с конфликтами, которые могут быть разрешены на том глубоком уровне, на котором мы их почти не осознаем.

Внутри каждого из нас скрыты все великие архетипические темы. Внутри каждого из нас посеяны зерна героического похода: когда-нибудь, на каком-то уровне, мы должны его совершить. Каждый из нас путешествовал и страдал вместе с Психеей, встречался с Эросом и Афродитой, встроенными в какую-то часть нашей внутренней структуры. Никто не может избежать этих архетипических лейтмотивов человек должен выражать их и ощущатьих.

Активное Воображение представляет собой один из наиболее подходящих уровней для такого рода ощущений. Многие люди могли бы отправиться в джунгли Амазонки, принять участие в революции, стать военными журналистами или еще каким-то способом совершить героическое путешествие на внешнем уровне. Однако у большинства из нас есть семьи, обязанности, обязательства - все те обычные, практические вещи, которые не позволяют нам реализовать на внешнем уровне эту находящуюся в нас первичную энергетическую систему. Так что же нам делать?

Просмотров: 15509
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 13 Активное воображение
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг, Карл Густав "Активное воображение"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь