III. Активное Воображение

Вот именно в этот момент вы и должны бросить на противоположную чашу весов этические ценности. В противном случае, вы ударитесь в разрушительную крайность, причем "разрушаться" будете именно вы. Ваша жизнь превратится в пустыню, в которой не будет места ни человеческим ценностям, ни человеческим отношениям.

На этом этапе, важнейшей задачей эго является отпор, защита таких человеческих ценностей, как честность и преданность. Эго должно спросить: "Какое воздействие на мою повседневную жизнь окажет эта крайняя, потусторонняя доктрина?" Эго должно суметь отблагодарить, очеловечить безликие силы бессознательного, с их буйной, иногда бесчеловечной натурой.

Если отчаянно рвущаяся из вашего бессознательного установка разрушит вашу практическую жизнь, повредит вашим отношениям с семьей, причинит вам неприятности на работе или приведет вас к постоянной борьбе за господство, то вы имеете право и просто обязаны защищаться, предлагать этическую альтернативу.

Вы можете сказать: "Слушай, существуют имеющие для меня очень большое значение определенные человеческие ценности. Я не собираюсь от них отказываться. Я не предам свою семью, любимых и друзей. Я не хочу принести всех и вся в жертву каким-то идеалам".

Вы уже знаете, что ваш диалог должен быть диалогом равных. Это значит, что уважать говорящие с нами в Активном Воображении архетипы - это еще не все; мы должны считать себя равными, в нравственном смысле, и, стало быть, способными занять этическую позицию - высказывать свое мнение. Только тогда у нас получится настоящий диалог. Мы не должны стремиться подавить собеседника и, в то же время, не должны допустить того, чтобы он подавил нас.

Отчаянная потребность в этическом чувстве, на уровне эго, проистекает из самой природы бессознательного. В определенном смысле, бессознательное безнравственно: то есть оно озабочено выражением и реализацией мощных, безликих лейтмотивов психической вселенной. Как и все остальные силы природы, любой архетип и любая сила бессознательного нравственно нейтральны. Сам по себе, архетип не может очертить нравственные или этические границы того, о чем следует помнить, то есть о других ценностях. Этот внутренний голос должен быть поставлен в определенные рамки, с целью достижения равновесия и улучшения, а не ухудшения жизни.

Архетипы врываются в сознание со всей накопившейся в них энергией, словно дикие животные первобытных джунглей, и поэтому их вряд ли волнуют человеческие представления о честности, справедливости или нравственности. Они служат царству инстинкта: для них имеет значение только служение природе, поддержание эволюции, воплощение всех архетипических тем в человеческой жизни. Но как именно это должно происходить, сколько вреда это может причинить и какие другие ценности могут быть растоптаны при этом продвижении вперед - грубые, примитивные принципы не знают, что об этом следует думать

Первичные архетипы можно сравнить со львами, живущими в естественных условиях: когда мы видим их в их диком великолепии, они кажутся нам воплощением благородства. Но они также являются безликими силами природы, каждый из них живет по своим правилам, подчиняется холодным и безнравственным законам природы, которые не включают в себя такие человеческие понятия, как жалость, доброта, любовь, честность, способность поставить себя на место жертвы.

Многие архетипы, из которых состоит общий полный человечески характер, проявляются как чистые, грубые инстинкты преследования, выживания, агрессии, защиты своей территории. Если посредством любви и нравственной ответственности привести их в соответствие с человеческими ценностями, они могут принести огромную пользу. Но если они будут доминировать в нас за счет человеческих чувств, то превратят нас в обыкновенных варваров.

В любой личности, приходящей к нам в нашем Активном Воображении, есть определенная истина и определенная мудрость. Как правило, каждый образ несет ту мудрость, в которой мы нуждаемся для того, чтобы компенсировать однобокость нашего эго и привычного нам взгляда на жизнь. Но чем больше внутренняя личность отождествляется с чистым архетипом, тем существует большая вероятность того, что она займет полярную точку зрения, представляющую ту крайность, которая находится за пределами человечности и здравого смысла

Стало быть, "открывая дверь" в бессознательное, мы, прежде всего, обязаны независимо и ясно мыслить. Мы должны слушать очень внимательно, чтобы расслышать слова истины в напыщенных, соблазнительных, театральных речах внутренних голосов. Мы должны отблагодарить эту истину, сделав ее более цивилизованной, более чувствительной, более человечной, более терпимой, чтобы, интегрируя эту истину в обычную человеческую жизнь, мы не испепелили саму жизнь. И вы должны занять по отношению к этой истине свою индивидуальную этическую позицию.

3.7 Фаза четвертая: Ритуалы

Воплотить свое Активное Воображение означает придать ему физическое качество, перевести его из абстрактного, бесплотного уровня в физическую, земную жизнь.

Четвертая фаза Активного Воображения очень похожа на четвертую фазу работы со снами. Это не случайно. Необходимо помнить следующий общий принцип: каждый раз, когда вы занимаетесь любой формой внутренней работы и доводите ее до логического завершения, вы должны материализовать полученный результат. Вы либо отправляете физический ритуал, либо, если это возможно, делаете что-то, в результате чего интегрируется в ткань вашей повседневной жизни.

Поскольку мы уже рассмотрели эту фазу в главе, посвященной работе со снами, то здесь мы не будем на ней особо задерживаться.

Вступая в четвертую фазу, следует помнить об одной очень важной вещи: вы не должны устраивать представление. На жаргоне психологов, "представление", если говорить простыми словами, означает попытку перенести в реальную жизнь внутренние, скрытые конфликты и порывы *

* Есть и другое определение: "устраивать представление" - каким-либо действием выдать бессознательные или подавленные побуждения, желания. Прим. перев.

В крайних клинических случаях, "представление" может принять форму насилия, которое "актер" направляет либо на самого себя, либо на других людей. Но большинство из нас каждый день устраивает небольшое "представление", даже не осознавая этого. Например, человек пребывает в состоянии ужасного внутреннего конфликта по поводу решения, которое он не может себя заставить принять, и он срывает свою злость на жене, пытаясь разрешить этот конфликт посредством семейной ссоры.

Активное Воображение предоставляет для этого большие возможности, поскольку в нем задействовано так много фантазии. Если вышеупомянутый мужчина неосторожен, если во время своего Активного Воображения он спорит со своей anima, то, закончив Активное Воображение, он тут же начнет спорить со своей женой. Он воспринял воображение буквально и постарается перенести его в реальную жизнь.

Просмотров: 15512
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Фанни Боудич Кац: "Анализ — это религия"
  • I Введение. Бессознательное и его язык
  • II. ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ
  • III. ВНУТРЕННИЙ МРАК: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПРОБЛЕМА МОРАЛИ
  • V ЛИЧНОЕ И СВЕРХЛИЧНОЕ, ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  • VI СИНТЕТИЧЕСКИЙ, ИЛИ КОНСТРУКТИВНЫЙ, МЕТОД
  • А. А. Леонтьев БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И АРХЕТИПЫ КАК ОСНОВА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ИЛИ ГРЕЗЫ НАЯВУ
  • В. В. ЗЕЛЕНСКИЙ "Озирание или обозрение?"
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • Глава 1. Богини как внутренние образы
  • Глава 10 ЧИСТАЯ ВОДА: ПИЩА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Глава 13 Активное воображение
  • Глава 3. Что нужно душе — Представление Адлера о неполноценности
  • Глава 4 Кушетка или кресло?
  • Глава 6 НАЙТИ СВОЮ СТАЮ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАК БЛАГОДАТЬ
  • Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
  • Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Полли Янг-Айзендрат. Пол и контрсексуальность: вклад Юнга и его последователей
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Эдвард Гловер «Фрейд или Юнг»
  • Юнг Карл Густав Психоз и его содержание
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг, Карл Густав "Активное воображение"
  • Юнг, Карл Густав "Значение бессознательного для индивидуального воспитания"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь