|
III. Активное ВоображениеПроблема этих систем заключается в том, что все установки исходят от эго. Бессознательное рассматривается как некое тупое животное, у которого не может быть никакой своей точки зрения. Весь смысл взаимообмена заключается в том, чтобы научить бессознательное выполнять пожелания эго. Принятые эго решения считаются верными; проблема заключается в том, что в ходе их принятия эго не консультируется с бессознательным. Активное Воображение строится на совершенно противоположном представлении о бессознательном. Мы утверждаем, что бессознательное обладает своей собственной мудростью, своей точкой зрения, которая, зачастую, не менее взвешена и реалистична, чем точка зрения эго-разума. Цель Активного Воображения состоит не в том, чтобы "запрограммировать" бессознательное, а в том, чтобы его слушать, А если вы будете слушать бессознательное то оно, в свою очередь, будет слушать вас. Если вы решили принять участие в каком-то большом проекте, а бессознательное этому противится, то вы не должны пытаться "заставить" бессознательное согласиться с вашими идеями. Вы, как раз, должны отправиться в бессознательное, чтобы найти того, кто оказывает сопротивление, и узнать, почему он это делает. Если вы последуете этому совету, то часто будете с удивлением обнаруживать, что у бессознательного есть веские причины для несогласия с вашим проектом или поставленной целью. Возможно, вы одержимы навязчивой идеей или гонитесь за миражем, стараясь достичь невозможного. В таком случае, бессознательное, скорее всего, будет сопротивляться и постарается "привести вас в чувство", чтобы вы поставили перед собой ту задачу, решение которой вам по силам. А, может быть, ваши планы могут расстроить вашу семейную жизнь, ваш брак, отношения с вашими родственниками и друзьями, бессознательное может посылать вам физические симптомы, типа депрессии или упадка сил, чтобы не дать вам пойти по пути, который может привести вашу жизнь к краху. Первое правило Активного Воображения гласит: вы должны уважать ваше бессознательно и понимать, что оно может принести вам существенную пользу; а потому ваш диалог должен быть диалогом двух уважающих друг друга разумных существ. Не может быть и речи о попытках "запрограммировать" собеседника. Вот почему, в случае с Активным Воображением, не может быть никакого сценария. Вы не следуете по заранее намеченному курсу. Вы не вкладываете написанные вами слова в уста встреченных вами личностей. Вы не определяете заранее цель вашего путешествия. Вы не ставите перед собой конкретную задачу и не пытаетесь заставить бессознательное помочь вам в ее решении. В истории есть примеры обоснованного и удачного применения "направленного воображения". Один из них - это "Великие Ритуалы Святого Игнатия Лойолы" - целая серия медитаций, являющихся ежедневным, направленным мысленным представлением жизни Христа. Много лет тому назад, когда Юнг читал свои лекции в Швейцарии, он использовал "Великие Ритуалы" как самый лучший пример отличия "направленного воображения" от воображения "активного". Например, в этом "направленном воображении" вы идете по дороге, ведущей на Голгофу. Это день Распятия, и в вашем воображении вы находитесь на месте событий. Вы чувствуете запах пыли, пота и крови. Вы слышите улюлюканье толпы. Вы видите венец, крест, струящуюся кровь. Под палящим солнцем вы, вместе с толпой, двигаетесь к Голгофе и чувствуете, как острые камни царапают ваши ступни. Благодаря медитациям Лойолы, применявшие их настолько живо (они чувствовали запахи, прикосновения, боль, испытывали волнение) представляли себе события из жизни Христа, что становились их непосредственными участниками. Этот вид "направленного воображения" полезен, если служит религиозным целям. Он был разработан с учетом образа мышления людей средневековья, но этот образ мышления, в определенной степени, жив и в современных людях, и мы должны уважать его. Однако Юнг говорил, что для нас будет лучше отправиться в Активное Воображение, пойти по своей Via Doloroza* и найти то, что находится внутри нашего индивидуального "я". Наш путь не будет предопределен никем и ничем, за исключением живущей внутри нас реальности. Он не будет проложен в соответствии с чьими-то указаниями или какими-то традициями. Вы, как это было с Лойолой, можете обнаружить, что идете по камням древней дороги, но, с такой же степенью вероятности, вы можете оказаться на палубе яхты, если именно в это место ведет ваша внутренняя тропа. Вы можете быть абсолютно уверены только в одном: к сожалению, любой путь - это обязательно Via Doloroza* ибо он ведет нас к тем проблемам и конфликтам, через которые должен пройти каждый человек. Для того чтобы быть допущенным в царство сознания, ему, возможно, придется страдать, совершать подвиги или жертвоприношения. *Путь страданий, крестный путь (лат.). Прим. ред Если вы обладаете современным мышлением, то должны найти свой индивидуальный путь. Идите своим путем, и это будет одновременно и пугать, и вдохновлять вас. Никто не сможет указать вам дорогу, потому что заранее проложенной дороги больше не существует - есть только путь, ваш путь, который ничем не хуже всех остальных, если только вы честно пройдете по нему от начала до конца. Искусственное одиночество вашей жизни улетучится, если вы поймете, что ваш путь - это самый обычный путь, один из многих, который, однако, отличается от всех остальных, ибо проложен вашей природой. Этот путь дан вам от рождения и ждет, чтобы вы его открыли. По своему пути каждый из нас может пройти только в одиночку. Никто не может нам сказать, куда ведет наш путь, и никто не пройдет его за нас. Если вы пойдете по этому пути, то Активное Воображение будет вам хорошим помощником. Активное Воображение 3.6 Фаза третья: ЦенностиИтак, мы узнали, как приглашать личности из бессознательного и как начинать с ними беседу. Но этого недостаточно. Мы также должны занять и этическую позицию. Как наделенные сознанием человеческие существа, мы просто обязаны привнести в происходящие события этический элемент. Если вы включили воображение, если вы пригласили первичные, инстинктивные силы подняться на поверхность и заговорить с вами, то вы должны очертить определенные границы. Именно руководствующееся этими представлениями осознающее эго должно очертить эти границы, чтобы предотвратить сползание воображения в крайность, бесчеловечность или деструктивность. Юнг занял смелую точку зрения, заключающуюся в том, что в созидании человечество играет специфическую роль: оно привносит в него акт сознания и нравственную точку зрения, в высшем понимании этого слова. Окружающая нас вселенная огромна и прекрасна, но ее силы ведут себя по-своему безнравственно. В отличие от нас, их не волнуют типично человеческие ценности: справедливость, честность, защита беспомощных, служение своим собратьям, сохранение в целости ткани практической жизни. Это мы привносим эти ценности в окружающий нас мир. И поскольку возникающие в нашем Активном Воображении создания, зачастую с вполне определенной целью, персонифицируют безликие силы природы, то мы должны вносить в Активное Воображение этический, человечный и практический элементы. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|