|
III. Активное ВоображениеЕсли вы обнаружите, что внутренний персонаж не желает разговаривать, то вы имеете полное право "включить насос". Вы можете стать инициатором беседы, как вы это делаете в том случае, когда к вам в гости приходит стеснительный и необщительный человек. Задавайте вопросы, выражайте ваши чувства. Если вы боитесь явившейся к вам личности, скажите это. Если эта личность напоминает вам о каком-то произошедшем с вами случае или о каком-то сне, или похожа на какого-то вашего знакомого из внешнего мира, скажите ей об этом. Вряд ли что-либо так быстро способствует началу серьезного диалога, как выражение своих чувств. Если вы даете выход своим чувствам и приглашаете вашу внутреннюю личность сделать то же самое, то, как правило, это быстро приводит к обмену информацией. Происходит это потому, что чувства, по большей части, связаны с ценностями: кого или что мы любим и ценим, чего мы боимся, что мы считаем бесчестным или незаконным, чего мы хотим для себя и других. А ценности - это главные действующие силы человеческой жизни. Чрезвычайно важно записывать все, что происходит, и все, что говорится. Перенесение информации на бумагу защищает вас от сползания в пассивную фантазию, таящуюся в темных закоулках вашего разума. Это поможет вам сосредоточиться и обострит ваши ощущения. Физическое действие письма особо прочно закрепляет информацию в вашем сознании. Беседа с одним образомДля того чтобы добиться истинного воображения, обязательно следует придерживаться того образа, который появился первым, и той ситуации, с которой все началось, пока она не придет к своему логическому завершению. Встретив какой-то конкретный образ и начав с ним беседу, очень важно не останавливаться и не отвлекаться на другие образы и фантазии, которые могут ворваться в ваш мозг и начать соревноваться с Активным Воображением. Если вы допустите, чтобы ваш разум перескакивал с образа на образ, и от ситуации к ситуации, то вы ощутите только бессмысленную и никуда не ведущую серию рывков. Если ваше эго искренне обращается к внутренним фигурам и взаимодействует с ними, то у них установятся постоянные и осмысленные отношения. Не сидите сложа руки, если ваш разум перескакивает с одного образа на другой, от одного "сюжета" к другому. Активное Воображение - это законченное произведение, с завязкой, кульминацией и развязкой. Как и сон, оно, как правило, состоит из определения проблемы, периода подхода к проблеме с различных точек зрения и, наконец, решения проблемы. Все это может произойти в ходе одного сеанса, но может статься и так, что для этого потребуется целая серия сеансов, растянутая на многие дни или даже годы. Понять это вы можете, припомнив уже приводившиеся в этой книге примеры. Первым из них был диалог женщины и ее внутреннего японского художника. В самом начале этого диалога четко прослеживается момент определения проблемы. Затем следует долгая беседа, в ходе которой предлагаются различные варианты решения проблемы. И, наконец, диалог заканчивается формулировкой решения проблемы. Это не была последняя беседа с японским художником. Но решение основной проблемы было найдено уже в ходе первого сеанса. Прямой противоположностью этому примеру является случай с мужчиной, отправившимся в мифическое путешествие, на помощь попавшей в беду королеве. В ходе первого сеанса Активного Воображения была сформулирована проблема: в королевстве появились злые силы, причиняющие людям страдания. Вина за это возлагается на невинную королеву. Когда мужчина со своим проводником отправляется в путешествие, он делает все, что в его силах, начав спасение королевства со спасения маленькой девочки. Но его приключения только начинаются, и его ждет еще много работы. Действие данного Активного Воображения продолжается и по сей день, в течение вот уже многих лет. Задействуйте ваши чувстваПолное участие в Активном Воображении является его сутью. Все, что мы говорили о различиях между пассивной фантазией и Активным Воображением, на этой стадии становится особенно важным. Полноправное партнерство в обмене информацией имеет жизненно важное значение. Следует вносить предложения, проявлять инициативу, задавать вопросы, спорить, возражать - в общем, вести разговор, который обычно имеет место между равными собеседниками. В этом смысле наиболее важным аспектом является задействование ваших чувств. Вы должны чувствовать, что все происходящее реально на самом деле случается - хотя оно происходит не извне, а внутри вас. Если же вы занимаете отвлеченную позицию или относитесь к происходящему как к фантазии, зрелищу, за которым вы наблюдаете с безопасного расстояния, то эксперимент можно считать недействительным. И если вы не задействуете ваши чувства, то это нельзя признать истинным Активным Воображением. Хороший пример включения чувств - случай с женщиной, которой приснились две игнорировавшие ее мужские фигуры, напоминавшие ей мужа и брата. Какие чувства испытывала она, когда обратилась к ним в своем Активном Воображении. Она была возмущена, она была в ярости - и все это были самые настоящие чувства. Она задействовала свои чувства в разговоре с этими двумя внутренними личностями, и когда они, наконец, заговорили с ней. Это было их реакцией именно на ее чувства. Как правило, признаком подлинности Активного Воображения являются чувства, которые оно вызывает у своего "хозяина". Если у нормального человека разыгрывающаяся в его воображении ситуация должна вызывать гнев, страх или безудержную радость, но он этих чувств не испытывает, то я понимаю, что он не воспринимает все происходящее всерьез, занимает по отношению к нему отстраненную позицию - позицию наблюдателя, а не участника. Мы должны принимать самое активное участие в происходящем. Однако существует рубеж, который нельзя пересекать. Мы не должны покидать зону "участия" и попадать в зону "контроля". В нашем Активном Воображении мы не можем руководить "внутренними" личностями или происходящими событиями. Мы должны дать нашему воображению возможность идти в избранном им самим направлении, развиваться так, как оно само того хочет, и не должны пытаться заранее определить, что будет в нем происходить, говориться или делаться. Иногда бывает очень трудно уловить разницу между активным участием и попытками управления. Хорошим примером тому являются ваши беседы с реальными людьми. Беседуя с кем-либо, воспитанный человек относится к собеседнику, как к равному. Он не пытается доминировать, он не трещит без умолку, чтобы не дать собеседнику возможности выразить свою точку зрения. Так вот, когда вы беседуете с обитателями вашего внутреннего мира, проявляйте тоже вежливость и сдержанность. Бывает, что речи вашей "внутренней" личности кажутся вам глупыми, примитивными и бессмысленными или настолько задевают вас за живое, что вы приходите в ярость. И все же, вы должны дать ей возможность выговориться. Раз и навсегда откажитесь от попыток контролировать ситуацию, не старайтесь подогнать ваши внутренние фигуры под стандарты вашего эго, дайте им возможность быть теми, кем они являются на самом деле. Отказаться от управления воображением означает расстаться с заранее сформированными представлениями о том, что должно в нем происходить и говориться, какое послание должно в нем прозвучать. На самом деле, на данной стадии, вы вообще не должны думать о том, что все это значит, поскольку, в противном случае, у вас появится искушение "отрежиссировать" все происходящее, чтобы добиться "желаемого" результата. Мы должны остерегаться попыток подогнать происходящее под ожидания нашего эго Мы должны отказаться от "приказного" образа мышления и открыть дорогу чувствам, конфликтам и личностям, живущим своей жизнью в глубинах нашего бессознательного. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|