|
3 ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ
Даже если бы концепция инстинкта смерти была отвергнута, интуитивная антитеза агрессии и любви сохранила бы под собой твердую почву клинических наблюдений). Это дуалистическое понимание первичных инстинктивных сил было изначально заложено в концепции конфликта. Окончательно уточненные формулировки Фрейда лишь показывали, что с самого начала эго является полем битвы, на котором разыгрываются конфликты примитивных влечений.** (Именно исследуя меланхолию, Фрейд сумел установить структурные аспекты бессознательного конфликта. Поскольку возбуждения, причиной которых является необузданное влечение, угрожают эго, оно постепенно создает особый эго-институт, чья функция — распознавать возрастание силы действия примитивных влечений и включать соответствующие механизмы эго-защиты. Это суперэго — бессознательная совесть, которая создается благодаря воздействию контролирующих и тормозящих действий родителей. Оно представляет собой, по существу, родительский институт внутри самой психики). Исследуя эту фундаментальную проблему, Фрейд всегда руководствовался психофизиологическими принципами, а также нуждами медицины. Он не только расширил понятие либидо, но со всей обстоятельностью описал различные видоизменения, которые оно претерпевает в ходе индивидуального развития. Сопоставляя результаты этих исследований с рядом сделанных им в то же время открытий, касавшихся механизма агрессии, Фрейд сумел вывести формулы конфликта, отражающие различные стадии психического развития и относящиеся а различным разновидностям душевных заболеваний. Одновременно он решил задачу классификации влечений: само собой разумеется, первичными можно считать лишь те влечения, чья фрустрация способна привести к расстройству нормального функционирования психики.
Теперь обратимся к Юнгу. Совершенно невозможно понять (и, по нашему мнению, сочинения Юнга вряд ли внесут ясность в этот вопрос), почему, вольно или невольно связав себя поначалу с фрейдовской дуалистической теорией конфликта влечений, Юнг затем с такой поспешностью ринулся в объятия монистической теории психической энергии. Сам Юнг дает этому клиническое, а значит — в потенции научное объяснение. Хотя он и готов согласиться, что фрейдовское либидо играет некоторую роль в развитии неврозов у взрослых, он пришел к заключению, что фрейдовская теория либидо не объясняет регрессии эго и бредовых идей при dementia praecox (шизофрении). Здесь сам собой напрашивается вывод, что Юнгу так и не удалось понять фрейдовской теории либидо и что, осознанно или непреднамеренно, но он продолжал считать либидо энергией взрослых сексуальных инстинктов. Только сделав такое предположение, мы можем объяснить, почему Юнг не хочет видеть фактов, говорящих о существовании детской сексуальности и проходит мимо концепции нарциссического либидо. Не требуется длительных размышлений, чтобы понять: конфликт, заложенный в dementia praecox, требует не сужения, а скорее расширения фрейдовской теории либидо. Чем глубже расстройство, тем острее конфликт и тем примитивнее участвующие в нем энергии (влечения). Как ясно показывают самопроизвольные ремиссии, случающиеся даже при глубоких душевных расстройствах, порок восприятия действительности, из-за которого возникают галлюцинации и бред, обусловлен не серьезным дефектом аппарата мышления, но, во-первых, оттоком энергии либидо (этот термин здесь используется в том значении, которое ему дал Фрейд) от взаимоотношений с предметами внешнего мира, во-вторых — серьезным расстройством функций психики, причиной которого является «затопление» аппарата психики не находящим выхода либидо, и в-третьих — слабыми и неско-ординированными усилиями этого поврежденного аппарата вновь установить контакт с предметным миром (реальностью). Если бы и имелись какие-то основания сомневаться в этих тезисах, все сомнения исчезли бы после изучения постепенного расширения «интересов», наблюдаемого у младенцев на ранних этапах развития их психики. В тот период, когда реальные потребности в значительной степени удовлетворяются внешними объектами (родителями), а мыслительные процессы имеют самый зачаточный характер, можно видеть невооруженным глазом, что интерес младенца к собственному телу; к существованию объектов инстинктов и к различным неодушевленным предметам стимулируется благодаря проявлению функции либидо (во фрейдовском значении этого термина). Самый простой пример — перенос интереса к материнской груди на сосание пальца, а затем на разнообразнейшие предметы-заменители типа «пустышки». Тем не менее мы должны считать сформулированную Юнгом монистическую теорию психической энергии его окончательным вердиктом по этому вопросу, и нам остается определить, каковы основные черты этой теории. Читая публикации Юнга, появившиеся в тот период, когда он только что отошел от фрейдизма, иногда бывает трудно с уверенностью понять, изменил Юнг свои взгляды или нет. Несмотря на категорические утверждения о монистической природе психической энергии, он продолжает говорить о либидо так, будто оно ведет себя так же, как либидо, обрисованное Фрейдом. Только более поздние сочинения Юнга безоговорочно свидетельствуют, что он считает либидо не более чем синонимом психической энергии. Юнг настаивает, впрочем, что либидо — это не психическая сила, а скорее, интенсивность психического процесса, или точнее — психологическая ценность психического процесса, причем под «ценностью» подразумевается не приписываемая моральная, эстетическая или интеллектуальная значимость, а определяющая сила психического процесса, выражающаяся в его результатах. Все психические явления, заявляет Юнг, являются проявлениями энергии — энергии жизненного процесса; следовательно, законы, управляющие либидо, суть законы жизненной энергии, а либидо — количественная формула явлений жизни. Это динамический и творческий элемент, который изливается вовне и внутрь — то есть, на внешние предметы и на самого себя, а в конечном счете на коллективное бессознательное. Либидо может расщепляться и преобразовываться; его можно отделить от предметов и удалить от них; его потоку можно преградить путь; оно может отступать или быть укрощено; его можно запасать и канализо-вать; это то, что ранее психологи называли «волей» или «склонностью»; это вожделение; это желание; это страсть; это интерес; это любовь; это радость жизни; оно включает в себя все виды человеческой деятельности; оно — фундамент и регулятор существования психики; оно — движущая сила нашей души; оно космично. Насколько можно судить по столь разнообразным определениям, отношения между либидо и влечением у Юнга обрисованы довольно туманно. Прежде всего Юнг, несмотря на использование энергичных терминов вроде «преградить путь» и тому подобных, явно не склонен описывать энергию либидо как психическую силу, более того — он утверждает, что либидо не имеет ничего общего с вопросом о существовании специфической психической силы; а кроме того, он следует обыкновению других дескриптивных психологов считать инстинкт (влечение) импульсом к некоей деятельности, инициированной внешними или внутренними стимулами, которые запускают физиологические и психические механизмы. Юнг особо подчеркивает, что он исключает из сферы инстинкта «волю» — суждение, которое вынуждает его сделать обобщение: любая психическая деятельность, не находящаяся под контролем сознания, инстинктивна. И вот тут-то у нас и начинаются трудности. Поскольку, как считает Юнг, все психические процессы представляют собой энергию (подразумевается — кинетическую), и поскольку психическая энергия есть либидо, то следовательно, инстинктивные реакции должны быть по своей природе связаны с либидо. Например, говоря об «односторонности» варвара, Юнг видит ее причину в его бессознательном либидо и делает предположение, что варвар страдает от «недоразвитости» своих инстинктов (влечений). С другой стороны, как утверждает Юнг, либидо представляет собой «волю», а если, как он указывает, «воля» не инстинктивна, то и либидо не может быть инстинктивным. В другом месте, однако, Юнг утверждает, что либидо имеет «дихотомическую природу», а именно, — ему присущи черты как инстинктивных (в значении биологических влечений), так и духовных процессов. Однако поскольку, если верить Юкгу, духовные процессы имеют психическую основу и поскольку инстинктивные процессы, которые, также согласно утверждениям Юнга, являются проявлениями жизненной энергии, а значит — связаны с либидо, порождают как психические, так и соматические процессы, а также поскольку вся психическая деятельность, неподконтрольная сознанию, инстинктивна, мы должны заключить, что либидо, чья природа также инстинктивна, тем не менее по природе своей не связано с инстинктами (влечениями); а это абсурдно. В противном случае мы должны предположить, что между инстинктивными и неинстинктивными процессами (например, между инстинктивным либидо и духовным либидо) не существует никакой разницы — мнение, которое Юнг особо отвергает; или, с другой стороны, либидо ab initio совмещает в себе два совершенно различных вида энергии, а в этом случае монистическая теория психической энергии несостоятельна. Обратившись за дополнительной информацией к данному Юнгом описанию филогенетических злоключений либидо, мы обнаруживаем, что первичным либидо, по всей видимости, было сексуальное либидо. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|