|
Часть II. Архетип отца: Зевс, Посейдон и ГадесЗевс, Посейдон и Гадес составляют первое поколение богов-олимпийцев мужского пола. В них отражены три аспекта архетипа отца. Они разделили мир между собой, и каждый был полновластным хозяином своего царства. Архети-пическое и метафорическое значение каждого бога неразрывно связано с его царством: Зевс и небо, Посейдон и море, Гадес и подземное царство. Зевс владел также и землей, хотя по договору она ему не принадлежала. Зевс управлял всем. Он был главным богом и обладал личными качествами, свойственными властным отцам, царям, руководителям корпораций, армейским командирам и вообще мужчинам, занимающим высокие посты. Посейдон и Гадес отражают теневые качества Зевса - те аспекты архетипа отца, которые власть имущие мужчины подавляют или игнорируют. Кроме того, конечно же, эти боги представляют отдельные психологические модели. Биологическое отцовство и архетип отца не связаны между собой. Может быть, прочтя обо всех трех богах-отцах, вы не узнаете своего отца ни в одном из них, поскольку его среди них просто нет. Возможно, он подобен одному из сыновей-олимпийцев, - а каждому из них свойственна своя собственная манера отцовства. Не всеми человеческими семьями правит Зевс, но в каждом патриархальном обществе очень четко проявляется его влияние. В культуре патриархальных обществ Зевс является главенствующим архетипом и играет значительную роль в психологии мужчин. Как и мир греческой мифологии, психику мужчины можно разделить на такие части: царство сознания и ума, откуда происходит власть, воля и мысль (Зевс); царство эмоций и инстинктов (Посейдон), которое многие люди подавляют, недооценивают, а иногда и вообще вытесняют за пределы сознания; и сумрачное пугающее царство невидимых поведенческих моделей и безличных архетипов (Гадес), куда многие люди получают доступ только в снах. В отличие от этих трех богов, представляющих собой устойчивые архетипи-ческие модели и ограниченных своими владениями, человек обладает потенциальной возможностью доступа во все три царства, - он может сознательно двигаться по этим территориям и интегрировать те или иные их аспекты в свою личность на сознательном уровне. Обстоятельства рождения этих трех богов-правителей воспроизводятся в жизни многих мужчин. У Зевса, Посейдона и Гадеса был отчужденный отец, чья враждебность к детям обусловлена страхом, что они его свергнут или превзойдут, и беспомощная мать, горевавшая оттого, что не может позаботиться о своих детях и даже защитить их. Многие из нас родились в таких семьях. Более того, какой бы ни была наша семья, мы все живем в условиях патриархата, где больше всего ценится власть, и мужчины, которым удается добиться ее, пользуются особой благосклонностью общества. Это обстоятельство, как мы увидим, играет важную роль в психологии мужчин. Спиральный путь познания Главы о Зевсе, Посейдоне и Гадесе имеют спиральную структуру: первый виток - это общее знакомство с богом; следующий виток - описание соответствующей архетипической модели; затем мы говорим о том, как данный бог, или архетип, формирует жизнь человека; потом описываем характерные психологические проблемы, связанные с этим архетипом; и наконец, обсуждаем пути развития мужчины, в котором данный архетип активизирован. Подобно музыкальному произведению или стихотворению, спиральное построение предполагает наличие некоего стержня, центральной темы, объединяющей все витки спирали. При этом очередной виток оказывается шире предыдущего и в то же время дает читателю более глубокое представление о данном боге-архетипе. С каждым витком мы заново знакомим вас с описываемым богом, и всякий раз его образ становится все более рельефным и многомерным. Спиральная форма требует работы обоих полушарий нашего мозга: понимание осуществляется левым полушарием при помощи линейного мышления, обрабатывающего информацию через слова и логику; а правое полушарие работает с образами, ощущениями, воспоминаниями и чувствами, которые имеют личную либо коллективную природу, принадлежат времени либо находятся вне его и не подчиняются законам логики. При переходе информации из левого полушария в правое или из правого в левое происходит озарение, и внезапно у нас появляется целостное, многоуровневое знание, оказывающее непосредственное влияние на нашу жизнь. Зевс, бог неба, - царство воли и власти Вооруженный грозным оружием - молнией, - он был властелином Неба, богом Дождя, повелителем Туч. Он был могущественнее всех остальных богов, вместе взятых. И все же не был он ни всемогущим, ни всеведущим. Эдит Гамильтон, "Мифология" Божественный Зевс во всей своей славе является нам как свет и несет свет и осознание людям. В темном же своем проявлении он выступает как враг жизненной силы, - закостеневший в правилах и законах, сопротивляющийся любым переменам, боящийся любого изменения статус-кво. Арианна Стасинопулос, "Боги Греции" Зевс - главный и самый могущественный из олимпийских богов. Как олимпийский небесный бог, он правил с Олимпа - высокой и далекой горы, чья скалистая вершина нередко скрыта в облаках. Когда братья (Зевс, Посейдон и Гадес) делили мир, Зевсу по жребию досталось небо, Посейдону - море, а Гадесу - подземный мир. Земля и гора Олимп находились в совместном владении, однако Зевсу с неба легче следить за тем, что происходит внизу, поэтому, фактически, он правит и землей. Небо очень отличается от моря и подземного мира, - как отличаются и характеры богов, управляющих этими сферами. Для того чтобы отправиться в небесные выси, необходимо покинуть землю - утратить связь с привычной и надежной твердью ради обретения более широкого кругозора. С заоблачной высоты мы видим лес, но не различаем отдельные деревья. Зевс - это бог-громовержец, его символ - молния. И до сегодняшнего дня, когда человек решается пойти против какого-либо патриархального запрета, он "боится, что на его голову обрушатся громы и молнии", а если этого не происходит, вздыхает с облегчением. Будучи подателем дождя, Зевс также обеспечивает растения условиями для роста. Идет ли речь о карах или о какой-либо созидательной деятельности, власть Зевса обычно осуществляется сверху и издалека. Как и все успешные правители, Зевс был умелым стратегом и владел искусством создания союзов, - что помогло ему справиться с титанами. Эти же качества позволили ему установить и укрепить свою власть. И самая важная черта Зевса состоит в том, что он умеет навязывать свою волю другим. Человек уподобляется Зевсу, когда стремится к власти и положению в обществе - либо ради самой власти над другими, либо для того, чтобы осуществить свои мечты и как-то изменить мир. Царство Зевса - это мир могущественных людей, обладающих политической или экономической властью, - от легендарного короля Артура и исторического римского императора Августа Цезаря и до современных политических лидеров, включая премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Тэтчер на собственном примере продемонстрировала, что небесное царствование принадлежит не только мужчинам, но является ориентацией на обретение власти и умение действовать решительно. Наиболее существенно, с психологической точки зрения, - особенно на фоне царств Посейдона и Гадеса - то, что небо представляет определенную сознательную позицию, точку зрения, ставящую самообладание, рассудок и волю выше всех остальных качеств. Зевс как бог Зевс (в римской мифологии - Юпитер) был высшим из греческих олимпийских богов. Это небесный бог-громовержец, правивший Олимпом. Животное, символизирующее Зевса, -орел. Зевса называли Собирателем Туч, Посылающим Попутный Ветер, а также Отцом Богов и Людей (хотя, согласно греческой мифологии, он не является их праотцом; некоторые боги были его братьями и сестрами, и он не создавал и не зачинал человечество). Он наделял царей властью, охранял их права и авторитет, следил за соблюдением законов и наказывал нарушителей. Зевса изображали в облике властного бородатого мужчины, нередко восседающего на троне со скипетром или пучком молний в руке. Самая знаменитая его статуя считалась одним из семи чудес света античности. Созданная Фидием из золота и слоновой кости, она стояла в храме Зевса в Олимпии. Величие - лишь один аспект Зевса. Еще он был известным развратником, чьи амурные похождения служили источником вдохновения для многих поколений художников. Его имя восходит к индоевропейскому корню дъю, что означает светить. Свет и власть - два важнейших его атрибута. Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|