|
Тень на плетень. Красивые обманщикиАвтор статьи: Саломасов Вячеслав Вадимович
Здравствуйте, друзья! Надеюсь, вы неплохо разобрались в секретах работы со сложными слайдами и теперь достаточно легко можете читать их хитросплетения. Однако, порой и простые на вид схемы, чарты и графики таят в себе некоторые сюрпризы – особенно, если их авторы хотят, чтобы зрители видели не все, а только то, что этим авторам нужно. Широко известно крылатое высказывание Марка Твена «Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Между тем, сама по себе статистика – просто наука, которая предоставляет объективные данные. Разновидностью лжи делают ее умелые интерпретаторы полученных результатов. Давайте-ка посмотрим, как этим занимаются фальсификаторы от инфографики. Впрочем, будем ориентироваться на «бритву Хэнлона» – сочтем, что подобные мистификации происходят не столько от злого умысла, сколько от недостаточной квалификации создателей слайдов. Так ведь тоже иногда случается )). Итак, встречаем – приемы, искажающие восприятие данных!
Рассматривая различные виды слайдов, мы уже не раз отмечали, что правильный заголовок – важнейшая часть любого из них. Он направляет внимание зрителя и подсказывает, как отнестись к представленной на экране информации, с чем сравнить, с каким эмоциональным настроем воспринять. Соответственно, грех не использовать такой мощный инструмент себе на пользу – хотя бы чуть-чуть ). Сравните, к примеру, заголовки «Наш энергичный рост продолжается!» и «Доля рынка упала до трети». Под ними одна и та же цифра «30%» на синем столбике будет вызывать полярно разные ощущения у аудитории. Соответственно, если нас приглашают порадоваться прогрессу или огорчиться спаду, старательно обращая наше внимание с помощью броского заголовка только на одну группу данных – есть смысл воздержаться от излишней доверчивости и внимательнее вглядеться в остальные цифры. Эмоциональные выводы, сделанные за нас, всегда лучше лишний раз проверить.
Этот незатейливый прием применяется с самыми разными видами изображений – и часто отлично срабатывает. Люди охотно верят тому, что видят, и чем ярче и нагляднее картинки, тем сложнее заставлять себя напрягаться и проверять числа рядом с картинками. Давайте рассмотрим основные варианты таких хитростей. 2.1. Разные масштабы осей на графиках Если кривая прибыли (или любого другого показателя) со временем не слишком явно ползет вверх – можно прибавить ей бодрости, немного «сжимая» рисунок, а с ним и ось времени, по горизонтали. Сравните:
2.2. Использование 3-D перспективы Манипулировать градиентом кривизны более элегантно можно с помощью 3-D изображений. Если оратор хочет, чтобы растущая кривая казалась круче – он поворачивает правый край ближе к зрителю, если положе – приближает правый. 2.3. Разные единицы измерения Бывает, что спикеры маскируют невыгодные соотношения различных показателей, используя для них разные единицы измерения – даже в одной координатной сетке. Например, прибыль шкалируется в тысячах рублей, а убытки – тут же в миллионах. Обо всем честно (но очень мелко) пишется в легенде, но кто ж ее читает )). В итоге кривая прибыли висит значительно выше, что всегда приятно. 2.4. Разрывы Еще один распространенный прием игры с пропорциями – разрывы в диаграммах. Когда один или несколько показателей вырываются далеко вперед, автор слайда под благовидным предлогом экономии места делает разрыв в шкале и приближает крайнее значение к остальным. В итоге реальная разница между лидером и отстающими зрительно нивелируется. Если хочется усилить эффект, например, на предвыборных рейтингах, художники могут как бы ненароком сделать столбики или ленточки на диаграмме потолще, а разрывы потоньше – и цифры не слишком крупно где-нибудь в сторонке разместить. 2.5. Нарушение соотношения между рисунками и цифрами Для большего эффекта визуализации в слайдах часто используются стилизованные рисунки измеряемого «чего-то». Обычно подразумевается, что размер рисунка якобы обозначает величину соответствующего показателя: крупнее рисунок – значительнее цифра. Но ведь всем из жизненного опыта понятно, что грузовик больше велосипеда, а собака крупнее мыши – в результате мы можем и не заметить, что на самом деле цифры с размерами никак не связаны. А «нужные» выводы уже успеем сделать ).
На сегодня, пожалуй, достаточно. Другие приемы искажения информации рассмотрим в следующий раз. Пока же внимательно поглядите вокруг – не кроется ли в ближайшем вашем окружении маленький осколок кривого зеркала, слегка (или значительно) искривляющего реальность. Найдете интересные примеры – присылайте, рассмотрим вместе. От души благодарю Сергея Шипунова, руководителя московского Университета риторики, за предоставленные замечательные рисунки к пунктам 2.4 и 2.5 Как обычно, можете обращаться ко мне за мелкими подсказками даром и серьезной помощью (в скайпе или вживую) за деньги. Жду ваших вопросов, размышлений, комментариев. Пишите на почту vsl7 на mail.ru. До встречи. Верных Вам слов и верных решений! С уважением, Вячеслав Саломасов. Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова http://vernoeslovo.com/ Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник. Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|