Я и моя Тень. Как достичь единства?

 Я и моя Тень Как достичь единства

Если обратиться к Библии, то в раю, в качестве источника грехопадения Адама и Евы, фигурирует дерево и змей. Рай ассоциируется с чистотой, непорочностью, беззаботностью, неведением. Дерево же названо деревом познания добра и зла. Змей олицетворяет собой искусителя, хитрое и коварное существо.

Что интересно, вместе со всем живым, Бог создаёт в том числе дерево познания и искушающего змея. Зачем Богу было создавать дерево познания и змея, если Он не хотел, чтобы Адам и Ева искусились им, познали добро и зло? А когда они всё-таки отдались искушению, Бог покарал их и изгнал из рая.

По-моему, в этом акте либо отсутствует всякая логика, либо Бог – это великий экспериментатор, который специально создал условия искушения, чтобы понаблюдать, как будут действовать в них его "подопытные". Эта библейская ситуация напомнила мне сюжет фильма «Голубая лагуна», когда юноша и девушка остаются одни на острове, по мере полового созревания, у них пробуждается сексуальное влечение друг к другу, они занимаются любовью, а потом у них рождается ребёнок.

                        

В Библии дерево – это архетип земных наслаждений - грехов (смоковница, судя по тому, что после грехопадения Адам и Ева прикрывали интимные места смоковными листьями), а змей – архетип влечения человека (не только сексуального, но и влечения к познанию, как плохого, так и хорошего, того, что нас развивает или разрушает).

Влечения управляют людьми. Не было бы влечения, не было бы и жизни.

Узнав о грехопадении Адама и Евы, Бог говорит такую фразу: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Голова означает управляющий центр человека, высшие потребности, а пята – низшие, приносящие страдания, создающие в человеке внутренний конфликт. Чтобы избавить себя от страданий, причиняемым внутренним конфликтом, нужно интегрировать в себе идеальный образ «Я» и свою Тень. Таким образом, человек обретёт Самость – психологическую целостность.

Кара, в библейском значении, означает внутреннюю рассогласованность человека – он как бы раздроблен на части, которые вступают в противоречие между собой. Чтобы жить в гармонии, нужно эти части соединить, примирить.

                        

Мы неверно истолкуем библейский текст, если будем считать, что Бог создал мужчину, чтобы подчинять себе женщину, что мужчина – главный, а женщина – второстепенная.

Во-первых, Бог создал мужчину и женщину, чтобы они «плодились и размножались», а во-вторых, чтобы они духовно росли вместе, глядя друг на друга, т.к. духовный рост возможен только во взаимодействии людей, в их дополнении, уравновешивании друг друга (богопознание или познание себя через ближнего - "Бог в каждом из нас").

А потому, мужчина и женщина изначально равны, различаются лишь их социальные роли, обусловленные половой идентичностью. Социальная роль женщины определяется, исходя из её способности к деторождению, а, поскольку мужчина лишён функции деторождения, ему отведена другая социальная роль - защитника и добытчика (охранять свой очаг и потомство, добывать пропитание для сохранения рода).

Познать Бога – это обрести свою целостность, полюбить прежде всего самого себя.

Фраза «возлюби ближнего, как самого себя» как раз и означает то, что изначально мы должны обрести любовь к себе. Если мы не научимся любить себя, принимать себя, мы не сможем любить других, принимать их такими, какие они есть.

Таким образом, Бог допускает то, что человек по природе своей искушаем и греховен, и Бог принимает эту тёмную часть человека. Только с принятием этой тёмной части происходит принятие человеком самого себя и его духовный рост.

                         

Что же такое любовь?

Священное писание о любви говорит: «Станем любить не словом или языком, но делом…» То есть, любовь предполагает действие в отношении некоего объекта. Без действия любовь так и останется просто словом. В то же время, действие невозможно без любви. Любовь побуждает человека к действию.

Можем ли мы полюбить каждого? Если человек не вызывает у нас никакого влечения, побуждения «вкусить плод с дерева познания», то сможем ли мы любить его и счастливо прожить с ним всю жизнь? Скорее всего, это приведёт к внутреннему конфликту, а внутренний конфликт будет постоянно подталкивать человека к греху и разрушать, как его, так и тех, кто находится с ним рядом.

Так, например, замужняя женщина рассуждает о безусловной любви к ближнему. Спрашиваешь у неё: «Твой супруг – это тот человек, к которому ты испытываешь возвышенную, безусловную любовь?»

Она отвечает: «Нет, мой супруг не дотягивает до того человека, к которому я могла бы такое чувство испытать. В нём нет глубины, какой бы мне хотелось».

Таким образом, женщина оказывается неспособной к безусловной любви, живёт в конфликте с собой – она и не желает принимать своего мужа таким, каков он есть, и продолжает находиться с ним рядом.

Любовь обусловлена влечением, но влечение это может быть разным (влечение к знаниям и опыту, которые может дать нам другой человек, влечение к его красоте и т.д.). Соответственно и любовь бывает разной: любовь к детям, к родителям, к учителю, к Богу и т.д. У каждого из этих видов любви будет разное содержание (мотив).

Каждый вид любви удовлетворяет какую-то потребность человека. Если у человека будет удовлетворена потребность в заботе, но не будет удовлетворена сексуальная потребность, возникнет невротический конфликт.

Соответственно, мы не можем всю жизнь проживать со своими родителями, потому что родители не могут удовлетворить все наши потребности. И даже Бог говорит, что нужно отделяться от родителей: "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть".

              

В христианстве любовь трактуется как терпение, милосердие, отсутствие любых негативных чувств вроде злости, зависти, ревности, обиды, как самоотречение. Что также интересно, цитирую: «любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… никогда не перестает (не заканчивается)…».

То есть, даже если другой человек предал нас или совершил, например, преступление, то истинная любовь должна всё «покрывать», «верить», «переносить». Много ли среди нас, готовых любить такой любовью?

Опять же, такая трактовка предполагает, что человек может совершать греховные действия, но его не следует за это лишать любви. Это можно трактовать как оправдание блуда, а можно трактовать, как то, что через прощение блуда и принятие человека со всей его тёмной стороной, мы способствуем его духовному росту, интеграции его Персоны (то, что мы являем миру, нашей маски, лучших качеств) и Тени (тайных влечений), обретение целостности, выход на новый уровень отношений. Такая интерпретация довольно противоречива.

Например, в Древнем Риме были широко распространены массовые оргии, известные всем как вакханалии. Особенно безобразными они стали во время эпохи Нерона (I век до н.э.), где практиковались почти все виды половых извращений: гомосексуализм, лесбиянство, групповой секс, садизм, мазохизм, вуайеризм и так далее. В конце концов подобные массовые оргии были запрещены в 186 году н.э.

Сексуальная жизнь в Древнем Риме до сих пор считается эталоном лояльности ко всем формам плотских наслаждений. Недаром из латинского языка до нас дошло так много сексуальных терминов — коитус, куннилингус, мастурбация...

                    

С целью обуздания разврата, разлагавшего общество, в культуру вошло христианство. В Западной Европе в средние века проявление сексуальности вообще было табуировано, что породило инквизицию и многочисленные пытки, «охоту на ведьм». Вспомним «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, в котором автор описывает любовные терзания священника Клода Фролло, находящегося в мучительном внутреннем конфликте с собой, вследствие переживаемой любви к Эсмеральде:

«О! любить женщину! быть священником! быть ненавистным! любить со всей яростью души, чувствовать, что за бледную тень ее улыбки можно отдать всю кровь, внутренности, характер, спасение, бессмертие и вечность, архангелов, Бога, что можно прильнуть рабом к ее ногам, обнимать ее ночью и днем в мечтах и мыслях. Видеть ее очарованной солдатской формой! и ничего не иметь предложить ей, кроме поношенной рясы священника, которая пробудит в ней страх и отвращение!.. Знаешь, на что похожа та мука, которую заставляют тебя выносить сквозь долгие ночи артерии, которые кипят, сердце, которое разрывается, голова, которая раскалывается, зубы, которые кусают руки; эти неустанные пытки, что продолжают поворачивать тебя без передышки, как на раскаленной сковородке? Мысли о любви, ревности и отчаянии. Юная дева, спасибо! остановись на мгновение! брось немного пепла в это пламя… Дитя! мучь меня одной рукой, но ласкай другой!»

На мой взгляд, жестокость инквизиции являлась сублимацией вытесняемых влечений, особенно среди духовенства, на смену чему приходила агрессия, а также легализацией насилия.

             

Разнузданность без переосмысления, как и сексуальный остракизм, не приводят человека к духовному росту и целостности, также как жизнь, заставляющая нас находиться в постоянном внутреннем конфликте с собой.

Следовательно, любовь подразумевает принятие человека с его тёмной стороной, но при условии его внутреннего, духовного роста, в процессе которого приходит переосмысление, взаимное уважение друг друга, открытость. Ведь цель союза людей - сделать жизнь друг с другом максимально комфортной, что достигается лишь при духовном росте и зрелости (ведь и Бог говорил женщине, уличённой в прелюбодеянии, что не осуждает её, но при этом - "иди и больше не греши"), либо смирения со своей текущей ситуацией.

Чтобы примириться со своей реальностью, человек нуждается в построении в своей голове логически объяснимой картины мира. Эта роль возложена как на религию, так и на философию, и психологию, которые пытаются интегрировать существующие в мире и сознании противоречия. Религия полна противоречий, если критически её осмысливать, а потому нуждается в интерпертации со стороны философской и психологической наук.

Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к моим статьям! Буду рада Вашим комментариям.

Чтобы получить  мою консультацию, перейдите по ссылке       



Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Любовь. Научиться любить, чтобы тебя любили.
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Потребность в любви. Как ребёнок "добирает" эту любовь.
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Love is.... Что такое любовь? Чем любовь к себе отличается от любви к другим?
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Невротическая потребность в Любви или это и есть Любовь? 5 признаков
  • Первая любовь… Роль, значение и смысл в жизни человека.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Что мешает любить себя? И с чего начинается любовь к себе?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • Что такое «любить себя»? Из чего эта любовь состоит и как начать?
  • Творческая мастерская "Дерево, как образ Человека"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Любовь к себе — признак взрослого человека
  • "Если не будешь слушаться, я тебя не буду любить"
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • "Если ты в любви изгой, если муж ушел к другой..."
  • Можно быть счастливым, если ты виноват? | Справедливость и любовь. Преступление и наказание.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь