|
Влияние стереотипов на выбор карьеры в наукеАвтор статьи: Лана Золотарева
Одна клиентка, молодая девушка студентка 3го курса факультета АСУ (автоматизированных систем управления) Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники в ответ на вопросы о своей внешности и стиле рассказала мне такую историю: «В один из первых дней обучения у нас была лекция по введению в специальность, которую вел старый профессор. Он окинул взглядом аудиторию, в которой было около 120 человек и громко сказал: «8 штук» Ровно столько девушек было в аудитории… На другой лекции, другой старый профессор, когда парни не спеша отвечали или не могли ответить на его вопрос, говорил им, что надо лучше готовиться к занятиям. А если на вопрос не могла ответить девушка или она просто не могла быстро ответить, то он громко говорил, что эта наука не для девушек и эта девушка еще одно доказательство его слов… После этой лекции я перестала пользоваться косметикой. Помада только гигиеническая. Еще один преподаватель, при молчании студентки вместо ответа на его вопрос сказал, что он надеется, что её мечта осуществиться и до 3го курса она выйдет замуж и уйдет из университета… Займется чисто женским делом и освободит университет от бремени… В течении первого курса, я полностью сменила стиль в одежде.Я стала одеваться в серое и черное, в основном брюки, короткие юбки полностью исчезли из моего гардероба. Сейчас я на третьем курсе и девушек осталось четверо…» Если зайти на математический или физический или технический факультет любого университета в России или в любой другой стране, то можно легко заметить, что девушек там мало, что на первом курсе, что на третьем… С 2000 по 2006 год у меня был образовательный центр в гТомске. Я сотрудничала с 8 школами и это были разные школы: 2 в спальных районах города, 1 в не благополучном районе города, 3 пригородные и 2 лучшие школы города. Одной из задач было тестирование способностей и склонностей школьников средней школы – 5 – 8 класса. И во всех школах результаты тестов показывали, что мальчики и девочки равны в своих математических способностях. Мы тестировали способности для того, чтобы знать, как влияют занятия в центре на развитие способностей и для предоставления тестов школьным психологам. Примерно в тоже время, на другом конце света в университете штата Мичиган, проводилось научное широкомасштабное исследование старших школьников и студентов. Целью исследования было выявить гендерные предпочтения для карьеры в науке. Почему парни выбирают делать карьеру в одной области, а девушки в другой? Что влияет на этот выбор? Исследование способностей в далеком университете Мичигана подтвердило и моё тестирование: парни и девушки имеют равные способности. Но на выбор профессии влияют стремления. Как выявило данное исследование, у девушек больше стремлений работать с людьми. Математические и технические науки воспринимаются девушками как теоретические, даже можно сказать «сухие». Данное исследование выявило интересные цифры на то время: при выборе карьеры в науке, девушки предпочитают исследования в социологии, медицине, биологии. Среди биологов 42% женщин, 63% среди психологов, а вот среди физиков и астрономов женщин только 9%. Ношение юбок и использование косметики не означает, что девушка полный ноль в математике. Но макияж и платье несовместим со стереотипом о том, как должен выглядеть серьезный математик. Подвергаясь давлению огромного количества стереотипов и предрассудков, девушки придумывают себе правила поведения. Например, не использование косметики и отказ от ярких цветов в одежде. Мужчины обращают внимание женщин на несоответствие женской роли и математических достижений. Поэтому карьеристки математики или информатики предпочитают забыть о туши для ресниц и платьях. Вряд ли, они хотят услышать мнение о собственной некомпетентности только потому, что накрасили губы или одели красивую кофточку. Они ценят свою карьеру и не хотят подвергать её опасности. Результаты этих исследований были опубликованы в 2006 году. За 10 лет мир изменился и мы с вами можем наблюдать все больше женщин в «мужских» областях знаний, которые, к тому же, успешно справляющиеся со своей женской ролью. Мы видим, как мужчины принимают женщин в «своих» областях науки. Что же по поводу моей клиентки? Заканчивали курс из более, чем 120 человек всего 26 и 2 из них были девушки, одна из которых моя клиентка. Через 2 года после окончания университета она вышла замуж за бывшего однокурсника и они до сих пор вместе и растят замечательную дочку. Впервые эта статья была опубликована тут - http://www.liveexpert.ru/journal/view/2219194-vliyanie-stereotipov-na-vibor-kareri-v-nauke Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|