Работа методом расстановок: деньги (случай из практики)

РАБОТА МЕТОДОМ РАССТАНОВОК: ДЕНЬГИ (случай из практики).

     Когда к психологу приходят с темой денег, чаще всего запросы можно обобщить и свести к двум вариантам.

     Вариант первый в разных модификациях звучит так: «Я не могу заработать», «Я не умею зарабатывать», «Я мало зарабатываю», «Мне всегда не хватает денег», «Мне всегда мало платят», «Что бы я ни делал, мой доход не увеличивается, такое чувство, что у меня есть какой-то внутренний потолок», «Я бьюсь, как рыба об лед, а денег как не было, так и нет».

     Вариант второй, опять же, в устах разных людей звучит так: «Я вроде хорошо зарабатываю, но мне все равно ни на что не хватает», «Я зарабатываю, но трачу все свои деньги «в ноль» и не могу начать откладывать», «Я не понимаю, как другие люди с таким же как у меня доходом, покупают машины, квартиры, строят дома?», «Я не умею копить», «Деньги ко мне легко приходят, но еще легче уходят», «Стоит мне заработать больше, чем обычно, как что-то происходит, и я теряю эти деньги».

     Если запросы можно обобщить, то причины подобного способа жить у каждого клиента могут быть разными.

     Расстановки, как системный метод, позволяют посмотреть на проблему на разных уровнях: на уровне личной истории человека, на уровне семьи (в данном случае, имеется ввиду семья, созданная самим человеком), на уровне родительской семьи (в данном случае, имеется ввиду семья, в которой человек вырос), на трансгенерационном уровне (история рода человека).

     Рассмотрим, как могут выглядеть некоторые причины исследуемой проблемы на разных уровнях.

     Например, человек получил блестящее образование, быстро и успешно начал свою трудовую карьеру, начал получать признание и достойное финансовое вознаграждение. Но, в этот момент что-то произошло (очередной кризис в государстве, кризис на предприятии, смена руководства, нечестная игра коллег или что-то еще) и вместо дальнейших успехов, признания и роста доходов, человек вдруг всего лишился. Люди разные. Кто-то спустя короткое время начнет все заново. А кто-то оказывается настолько выбитым из колеи, что принимает внутреннее решение больше не добиваться успеха, потому что падать очень больно. Рассмотренный пример относится к уровню личной истории человека.

     Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения семейного уровня. Предположим, семейная пара изначально сложилась по принципу муж-отец, жена-дочь. И пара устойчива именно в таком виде. В таком случае попытки жены устроиться на работу и начать получать высокую зарплату обречены на провал, поскольку иначе высок риск того, что пара распадется. И оба супруга будут делать все, чтобы этого не произошло: жена будет бессознательно создавать для себя ситуации финансового неуспеха, а муж будет сознательно препятствовать тому, чтобы жена начала зарабатывать: «Зачем тебе работать, если я и так обеспечиваю нашу семью?» Довольно типичен в России и обратный вариант: жена-гиперфункционал и муж-гипофункционал. Жена работает, у мужа – не получается. И это - тоже определенное равновесие в такой супружеской паре. Оба могут высказывать недовольство такой ситуацией, но при этом спокойны за свой брак, поскольку он стабилен именно в таком виде.

     Обратимся теперь к уровню родительской семьи. Ребенок рос и видел, что оба родителя много работают и мало зарабатывают, кроме того, работают на нелюбимой работе. Что дальше? Ребенок вырастает. И вот уже он сам много работает и мало зарабатывает, при этом не любит свою работу. Но, при этом он очень любит своих родителей, верен им, лоялен. Он живет в ладу с самим собой, поскольку выдерживает принцип: «Я как ты, мама. Я как ты, папа. Я такой же, как вы». Он чувствует принадлежность к своей семье, свою связь с ней. И эта потребность перевешивает потребность в деньгах, которых человеку вроде бы так не хватает.

     Когда речь идет о трансгенерационном уровне, дело обычно касается травм и потрясений такой силы, что знание о них передается из поколения в поколение, сначала на уровне историй, а затем, когда истории уже стираются из памяти семьи, как бессознательное знание. Например, прадед или прапрадед клиента умел зарабатывать деньги и умел создать для себя и своей семьи материальное благополучие, но в силу каких-то причин лишился всего (допустим, был раскулачен). В бессознательной памяти этого рода хранится идея о том, что создавать благосостояние бессмысленно. Клиент, пришедший с желанием начать больше зарабатывать, этого не осознает, но фактически следует этому завету предков: мало зарабатывает или сразу проматывает все заработанное. Может быть более страшная история: кто-то из дальних предков погиб из-за того, что у него были деньги. И тогда в бессознательной памяти рода будет храниться идея о том, что быть богатым смертельно опасно. А ведь задача любого рода способствовать выживанию своих потомков, поэтому такая идея будет обладать большой стойкостью. И мы увидим современного человека, который с трудом себя обеспечивает материально, но с точки зрения истории его рода действует совершенно правильно – он не богат, но жив и здоров.

     Сложность в том, что в случае с конкретным клиентом, мы можем увидеть, что есть причины, относящиеся к каждому из уровней. Причины, которые усиливают друг друга.

     Когда рождается понимание причин, следом возникает вопрос: «Что можно с этим сделать?»

     В качестве ответа приведу пример расстановки из собственной практики с «денежным» запросом клиента.

     Клиент: возраст 28 лет, высшее образование, есть любимая работа по специальности с окладом сопоставимым со средним заработком подобных специалистов в городе, есть возможности дополнительного заработка, так как есть свои клиенты, которые обращаются.

     Запрос (описание проблемы и желаемого результата): человек хотел бы больше зарабатывать, но чувствует какой-то внутренний потолок, так как, когда удается заработать больше, деньги тут же «уходят». Например, получив дополнительный доход, сразу его теряет. Человек хотел бы так же откладывать на какие-то крупные приобретения, что возможно даже при его окладе без дополнительных заработков, но не откладывает, а тратит деньги на ненужные ему и второстепенные по значимости вещи. Например, очень много проедает в кафе и ресторанах. Кроме этого, тратит деньги на других, а не на себя.

     История родительской семьи: отец клиента всю свою жизнь зарабатывает очень скромно, это его принципиальная жизненная позиция, в его системе ценностей важно наличие свободного времени и спокойствие. Мать умеет зарабатывать, но тратила много лет не на себя, а на детей.

     Логика работы в расстановке:

- осознание клиентом своей лояльности к обоим родителям («Я так люблю тебя, папа, что зарабатываю немного, так же как и ты», «Я так люблю тебя, мама, что трачу деньги не на себя, а на других, как и ты»);

- осознание клиентом того факта, что как бы он ни зарабатывал и ни тратил деньги, он все равно остается ребенком своих родителей («Во мне ровно половина от тебя, мама, и ровно половина от тебя, папа»);

- осознание клиентом возможностей чувствовать себя связанным с родителями по-другому, через то, что ему в них нравится, а не через повторение их способа обращения с деньгами;

- понимание клиентом того факта, что он может жить по-другому, по-другому обращаться с деньгами, и продолжать любить родителей так же сильно, как и прежде.

     Катамнез: клиент реализовал в жизни обе задачи, которые ставил: увеличил количество зарабатываемых денег, начал распоряжаться тем, что зарабатывает более разумно (исключил ненужные расходы и потери, стал откладывать часть денег).



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • Случай из практики. Что ещё мешает зарабатывать деньги?
  • Как начать больше зарабатывать, иметь много денег и хорошую карьеру. Два кардинально разных подхода
  • Своё любимое дело, много денег, чтобы легко, а я на эти деньги делаю что хочу. Хотите? Я - да )))
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Как зарабатывать деньги, сидя дома. 5 хороших идей, если не хватает денег
  • Хочу больше денег. Как сделать, чтобы он давал мне деньги? Как убрать ревность? Как перестать ревновать?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Не в того коня сено. Или что же я опять сделала не так!? (Подходит ли он мне?)
  • Очень хочу жить так, как люблю, но.... что же скажет княгиня марья-алексевна?
  • Денежные проблемы: что нам мешает зарабатывать, получать и иметь деньги. Бесплатный вебинар.
  • Что делать: жена зарабатывает больше, чем муж?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Как сделать так, чтобы муж начал зарабатывать?!
  • Почему все так? За что мне это?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Что делать, если муж ушел в запой? Как убрать привязку к прошлой семье? Хочу, чтобы муж давал деньги
  • Привычка быть одной, как вариант того, что «моё от меня не уйдёт, а чужого мне не надо»
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • Что я тебе такого сделал, что так сильно злюсь на тебя? /заметки полевого практика/
  • Мужчина и деньги. Что делать если мужчина жадный и скупой? Как заставить мужа тратить деньги на жену?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь