|
Верность как знак в супружеских отношенияхАвтор статьи: Смирнов Анатолий Эдуардович
Размышляя о природе мужской и женской верности в контексте супружеских отношений, мне пришла в голову мысль рассмотреть верность как знак, как то, что помимо собственного содержания, отсылает еще и к другому. К другому знаку и другому значению. Согласно изначальной интуиции, мужская и женская верности различны, различны в силу того, что мужчина и женщина являются разными психологическими субъектами, и, как следствие, занимают разное место в структуре семейных отношений. В данном рассуждении мы коснемся вопроса именно женской верности. Любые отношения, в которых принимает участие субъект, имеют две логические стороны. Первая – это отношения к объекту как таковому, как к тому, что обнаруживается во вне и что чуждо самому субъекту. Вторая часть опыта – это соотношение с самим собой посредством воспринимаемого объекта. Так, в супружеских отношениях, мужчина имеет дело не только с женщиной, как той, что находится по ту сторону его Я, но также и с самим собой, со своими чувствами по поводу той или иной женщины, взглядами и установками. Поскольку два аспекта являются логическими сторонами единого опыта, они не даны нам в чувственном восприятии. Мы не имеем возможности пережить каждый из аспектов опыта по отдельности, но имеем возможность логически разложить опыт на составляющие. Человеческое Я неоднородно. Оно состоит из множества комплексов, структурных элементов, бессознательных продукций, которые наслаиваются друг на друга. Так, когда субъект сталкивается с теми сторонами своей душевной жизни, которые представляют для него некоторую опасность, или несут неприятные переживания, он отчуждает их от своего Я, делая тем самым для самого сознания чем-то внешним. В аналитической психологии такой аспект представлен архетипом бессознательного Тень. Отчужденные негативные качества воспринимаются как внешние, они проецируются, то есть переносятся вовне и приписываются другому человеку. То, что человек не желает признавать в себе, он обнаруживает в другом. Но обнаруживает не тем образом, что другой реально обладает тем или иным качеством (в данном случае это не имеет значения), а тем, что, соотносясь с самим собой, он сталкивается с собственным отчужденными качествами. По убеждению К.Юнга, каждый пол несет в себе частицу пола противоположного. Так, в каждом мужчине есть немного женщины, а в каждой женщине есть немного мужчины. Эти части нашли свое воплощение в образах коллективного бессознательного, представленного архетипом Анимы (для мужчин) и Анимуса (для женщин). АнимаАнимус – это интегрированные в структуру личности коллективные образы, это то, как мужское и женское начало представлены человеку в его бессознательной жизни. Положение женщины в первобытном обществе – незавидное. Оно полно всевозможных предрассудков, суеверий, запретов и предписаний. К. Хорни, известный психолог и психоаналитик прошлого века, говорит по этому поводу следующее: «Мужской страх перед женщиной глубоко укоренен в сексе, что доказывается элементарным фактом — мужчина страшится именно сексуальной привлекательности женщины и поэтому для исполнения своих страстных желаний он должен держать ее в рабском состоянии. Старой женщине, напротив, всегда оказывается почет, даже в тех культурах, где молодых женщин боятся и, следовательно, подавляют. В некоторых первобытных культурах старухи даже имеют решающий голос в делах племени и пользуются властью и уважением среди азиатских народов. Но во всех первобытных культурах женщина окружена табу в течении всего периода сексуальной зрелости. У племени Арунта, например, существует поверье, что женщины могут оказывать магическое воздействие на мужские гениталии: если женщина произнесет заклинание над некой травинкой, а затем укажет ею на мужчину или бросит ею в него, он заболеет или полностью утратит свои гениталии. Женщина, таким образом, навлекает на него гибель. В некоторых восточноафриканских племенах муж и жена не спят вместе, потому, что ее дыхание может ослабить его» (1) К. Хорни полагает, что подобное положение вещей объясняется врожденным страхом мужчины перед женской способностью давать жизнь. Так, способность к деторождению, с одной стороны, почитается и имеет сакральное значение в архаичных культурах, с другой стороны, оно частично отрицается и обесценивается. В этом нет ничего удивительно, так как для архаичного сознания, то, что дает жизнь, обладает так же и властью эту жизнь отнять. Это двойственность женской природы является двойственностью самой Анимы. Негативные формации Анимы представлены в мифологии, сновидения и фантазиях образами колдуний, ведьм, жительниц вод (русалки, ундины, сирены), птиц (Алконост, Сирин, Гамаюн в русской мифологии). Положительные аспекты представлены воздушными образами: таковы добрые феи, птицы, бабочки. Важно отметить, что то, какой стороной обернется для человека Анима, зависит от отношения самого человека. Так, в русской сказке, Баба Яга может быть представлена как злая колдунья, пытающаяся обмануть доброго молодца, заманив к себе в хижину, а может – и доброй старушкой-советчицей, помогающей герою выведать секрет Кощей Бессмертного. Именно эта двойственность, неопределенность, равная принадлежность как высокому так и низкому, добру и злу, делает Аниму столь опасной, табуированной, и, с другой стороны, безусловно значимой, т.е. нуминозной. Так с чем же сталкивается мужчина в отношениях с женщиной? Очевидно, что именно отношение с Анимой определяет то, как будет мужчина относиться к женщинам. По этому поводу Юнг пишет следующее: «Может показаться, что в Аниме заключается вся полнота бессознательной душевной жизни, но это лишь один архетип среди многих, даже не самый характерный для бессознательного, один из его аспектов. Это видно уже по его женственной природе. То, что не принадлежит «Я» (а именно мужскому «Я»), является, по всей видимости, женским. Так как «не-Я» не принадлежит «Я» и преднаходится как нечто внешнее, то образ Анимы, как правило, проецируется на женщин.» (2) Интеграция Анимы, встреча с ней – настоящие испытание для мужчины. Неудивительно, что многие испытывают страх перед ней, неподдельный ужас, которые несет с собой дикая и непосредственная жизнь. Можно предположить, если мужчина испытывает страх перед Анимой, он будет сталкиваться с этим страхом всякий раз, соотносясь с собой в отношениях с женщинами. В них, как в зеркале, он будет видеть свое женское необузданное начало, над которым ему никогда не получить контроль. Бессознательный страх выльется в компенсацию – чрезмерную грубость, жестокость, собственнические чувства. Такие мужчины превозмогают страх агрессией, они хотят подчинить женщину, и одним из таких способов является требование верности. Но верность выступает здесь скорее как знак, как знак безопасности, знак порабощения и укрощения Анимы. Но Анима – это и есть сама жизнь, и еще неведомо, чтобы кому-то удалось её обуздать. Знак, являясь лишь знаком, никогда не бывает достаточным – он всегда оставляет место сомнению. Верности оказывается недостаточно. Известно, что ревнивцы, требующие от супруг верности, никогда не бывают удовлетворены, они всегда подозревают жен в изменах. Это приводит к повышению контроля, ограничению свободы, постоянному напряжению, что в свою очередь, лишь усиливает чувство страха. Так, мужчина боится своих собственных чувственных порывов, переживаний и страстей, он боится того, что потеряет над чувствами контроль, что, собственно, и происходит в реальности. Мужчина, который отошел от восприятия Анимы как дикости, обнаруживает в ней и мудрость. Он налаживает с ней диалог, принимает свою женскую сторону, и тем самым, открывает себе путь к отношениям с настоящим другим, в его полноте и инаковости. Он знает, что чувства и эмоции могут стать надежным проводником в мире отношений. Он дополняет свой мужской ум интуицией Анимы, что открывает ему путь к дальнейшему развитию и росту. Приняв в себе свою женскую сторону, мужчина научается принимать и саму женщину. Она уже не является для него источником страха и тревоги, он не боится того, что она отнимет у него мужскую силу. Доверяя своей Аниме, он доверяет и женщине. Известно, что в тех семьях, где супруги доверяют друг другу (а что есть доверие, как не убежденность в безопасности другого?) вопрос верности никогда не возникает в супружеском дискурсе. В таких парах, верность становится не знаком, а ценностью, самой возможностью гармоничных отношений, само собой разумеющимся условием, неотделимым от остальной супружеской жизни как-то: сексуальные отношения, родительское воспитание, отношения с окружающим миром. Однако, человеческая психическая жизнь более многообразна, и не исчерпывается тем, что представлено здесь. Не забывайте об этом во время чтения.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|