|
«Секс в большом городе»: 4 женских психотипа- Скажу сразу: я поклонница этого сериала и одноименного фильма о жизни четырех подруг в Нью-Йорке, причем — и как женщина, и как психолог… Можно по-разному относиться к сериалу и его героиням. Главное — быть знакомой со своими женскими ипостасями и принимать их… - Во-первых, в «Сексе в большом городе» наконец-то поднимается тема женской дружбы. Обычно кинематограф воспевает «крепкую мужскую дружбу» со «своим парнем», с которым «можно пойти в разведку». А вот максимум, куда можно пойти с подругой, — это на распродажу зимней коллекции, и единственное, что может объединять женщин, — удачный шопинг… - Отношения между женщинами зачастую представляются поверхностными или конкурентными, скрывающими подвох, как в присказке о змее и черепахе. Черепаха перевозит через реку змею. Змея думает: «Сбросит — укушу». Черепаха думает: «Укусит — сброшу». А ведь дружеские отношения с другими женщинами важны не меньше, чем связь с мужчиной. И более успешна не та женщина, которая всю себя вкладывает в любовь и семью, а та, которая имеет еще и поддержку подружек. Как сказала в одной из серий «Секса в большом городе» главная героиня: «Приятно идти по улице, обнявшись с любимым мужчиной. Но иногда так здорово сходить в кино со своими подругами!» - Во-вторых, темы, несмотря на название фильма, не сводятся исключительно к сексу. Что касается названия, тот тут сыграли свою роль «трудности перевода»: английское sex означает и «половой акт», и «пол», «гендерная принадлежность». - Поэтому в сериале затрагиваются самые разные вопросы: возможны ли гармоничные отношения с мужчиной ниже тебя ростом, или это даст о себе знать? Стоит ли показывать ревность? Если ты не отвечаешь взаимностью, лучше сказать об этом прямо или просто избегать общения? Может ли женщина первой сказать о своих чувствах? - И наконец, привлекательны образы четырех героинь, контрастные как внешне, так и внутренне. Но не в том ли секрет их популярности по обе стороны океана, что они восходят к архетипическому уровню (глубинному бессознательному)? Это не просто четыре героини сериала — это четыре ипостаси, которые живут в каждой из женщин. И важна гармония между ними — чтобы эти внутренние женщины дружили между собой, как и героини сериала… - Но в каждой из нас может преобладать та или иная ипостась — и в выборе мы не вольны, это определяется внешними обстоятельствами, которые нас формируют. То есть изначально в нас есть и Кэрри, и Саманта, и Шарлотта, и Миранда, но какая-то из них играет первую роль, а остальные дополняют. Но если одна из ипостасей отсиживается в закулисье, то это приведет к внутреннему расколу… - Человек никогда не относится к какому-то одному психотипу — но можно говорить о ведущем психотипе. Возможно, в этих женских ипостасях вы найдете себя или кого-то из знакомых… ШАРЛОТТА - «Хорошая девочка» — обычно единственный ребенок из интеллигентной и состоятельной семьи. Отличается милой, аккуратной, даже немного кукольной внешностью, идеальными манерами, имеет хорошее образование. Голосок высокий, нежный, немного детский. В одежде предпочитает светлые («невинные») цвета, создает романтичный образ, может украшать себя изображениями бабочек или цветочков (заколки, брошки, тату). Вежлива: никогда не забудет поздравить с праздником и сделает это в соответствии со всеми правилами этикета. Профессию выбирает близкую к красоте и искусству, либо ту, где получит много внимания (часто идет на сцену). - Такой психотип формируется в возрасте 3 — 4 лет, и, по сути, человек так и остается ребенком. Это имеет свои плюсы и минусы. Сильные стороны «Шарлотт»: она добрая, милая, мягкая, порядочная, верный друг. У нее есть свои идеалы (правда, зачастую наивные), веру в которые она не теряет, и своя система ценностей, за которой она следует. - Минусы: инфантилизм, излишняя требовательность и оценочное отношение к другим, эгоизм. А кроме того, полученное ей «правильное» воспитание формирует узость кругозора и мешает получению нового непривычного опыта, который мог бы быть полезным. - Кто будет ее избранником? Как в анекдоте, это должен быть «мастер спорта полковник Чингачгук». При этом ориентируется «Шарлотта» на внешние, а не внутренние качества: красавец, состоятельный, из хорошей семьи, образованный, с манерами, престижной работой… Если кандидат в мужья не соответствует хотя бы одному из пунктов, то вычеркивается из списка: так, Шарлотта в сериале разрывает отношения прямо в магазине, потому что мужчина выбрал «не тот» сервиз… Поэтому задача, которая стоит перед «Шарлоттой»: повзрослеть и научиться принимать человека таким, какой он есть. Любить не за что-то, а просто так, и любовь мужчины не требовать, а принимать с благодарностью. - Вот и Шарлотта в сериале обрела свою любовь только тогда, когда с ней произошла эта внутренняя трансформация. Ее избранник оказался диаметрально противоположным шаблонному идеалу: рядовой адвокат, полноватый и лысоватый, зато с потрясающим чувством юмора, заботливый, умеющий любить. Но она в соответствии со своим психотипом начинает требовать: «Я столько для тебя сделала — женись на мне!» Он уходит и возвращается лишь тогда, когда она говорит: «Мне все равно — женишься ты на мне или нет. Я просто хочу быть с тобой». - Об этом психотипе и об уроке, который он должен усвоить, говорят сказки со следующей фабулой. Король в гневе отдает дочь-гордячку за путника (или свинопаса, кузнеца). Смирившись со своей участью, она вдруг понимает, что любит мужа-простолюдина — и в этот миг он оборачивается правителем соседнего королевства… Сказка ложь, да в ней намек: «Шарлотте» нужно не ждать прекрасного принца, а увидеть то хорошее, что есть в реальном мужчине, тогда он и станет для нее тем единственным… Другие известные кинообразы, относящиеся к этому психотипу: героини «Жестокого романса» и «Римских каникул». САМАНТА - Противоположность «Шарлотты» — соблазнительница, роковая женщина. Притягивает внимание мужчин сексуальной одеждой, флюидами, которые никак изобразить нельзя — они или есть, или нет. - Сильные стороны: раскрепощенность, уверенность в своих силах, умение смотреть на жизнь без прикрас, называть вещи своими именами, знание — что она хочет, и умение добиться цели. - Минусы: закрытость сердца, то есть нежелание устанавливать сердечную связь, так называемая интимофобия — а за этим стоит недоверие к мужчинам. Связано это с историей Саманты. - Недаром говорят, что циник — это уставший романтик. Сегодняшняя «Саманта» может получиться из вчерашней «Шарлотты», если та будет ранена в сердце и разочаруется во всем и всех. Из одной крайности (полное доверие) она перейдет в другую (абсолютное недоверие). - Сформировать «Саманту» может ее отец, если испытывает к ней бессознательное инцестозное влечение. Особенно часто это бывает в семьях, где муж сексуально неудовлетворен. В этом случае он скрыто соблазняет дочь, сбрасывая таким образом напряжение. Например, «не замечая», что «девочка созрела», продолжает физически ласкать ее, через общение с ней, как это было в детстве. Так, одна моя клиентка вспоминала, как отец пытался зайти в ванну, когда она была голой, со словами: «Я же купал тебя в детстве — что я там не видел!» А клиентка на тот момент уже училась в институте… - Также отец может при совместном просмотре ТВ отпускать комментарии, которые дочери не подобает слышать из уст отца: «Вау! Какие буфера!» Или из всех качеств дочери постоянно подчеркивать именно сексуальность: «От нее мужики будут с ума сходить!» - Но «Саманта» может сформироваться и во взрослости, если почувствует себя преданной мужчиной. Ну, как если бы Татьяна обиделась на Онегина и уехала в Париж делать карьеру куртизанки… Подобная история произошла с киношной Самантой: некогда ее бросил мужчина, которого она любила, и с тех пор она боится серьезных отношений. - Задача «Саманты»: научиться доверию, открыть сердце для отношений. Это и произошло с героиней сериала. В нее влюбляется молодой человек, который становится преданным другом. Другой кинообраз, ярко представляющий этот психотип: героиня «Основного инстинкта». МИРАНДА - Если два предыдущие психотипа живут отношениями («Шарлотта» — романтическими, «Саманта» — сексуальными), то для женщины-«Миранды» на первое место ставится работа. - И у этого психотипа, и собственно у киношной Миранды плохие отношения с матерью. А именно в контакте с матерью развиваются наши эмоции. Поэтому чувства «Миранды» закрыты, и живет она головой. Это и плюс, и минус. Она рассудительна, рациональна, ответственна, дисциплинированна. Но при этом боится чувств — своих и чужих, убегает в работу и недооценивает себя как женщину (в одной из серий Миранда удивляется: «На мне старая футболка, а он назвал меня привлекательной!»). - «Миранду» отличает деловой или спортивный стиль одежды. Внешне она никак не подчеркивает свою женственность — напротив, стремится спрятать ее, становясь асексуальной или мужеподобной: брючный костюм, галстук... - Этот психотип формируют холодные, требовательные родители. «Миранда» часто нежеланный ребенок, который воспринимается как помеха. Нередко семья ждала мальчика и была разочарована появлением девочки. Родители не приняли дочь, не дали тепло, не увидели в ней маленькую женщину. Если они и уделяли ей внимание, то речь шла об учебе, секциях… И они требовали от дочери успехов: медаль, красный диплом… Конечно, дочь стремилась соответствовать их ожиданиям, чтобы хотя бы так получить немного любви. Поэтому и во взрослости «Миранда» продолжает гонку за достижениями, нередко достигая карьерных высот — так она компенсирует нехватку любви… - Как отвергнутая дочь, Миранда и в личной жизни постоянно или отвергаема мужчиной, или отталкивает его сама. Ее сердце закрыто, и проявления чувств другими людьми она тоже не допускает. Сентиментальность мужчины воспринимается как слабость. - Задача «Миранды» — раскрыть свои чувства, научиться слышать свое сердце и доверять ему, позволять себе выражать чувства. Именно так Миранда в сериале обретает любовь: долгое время она страдает от безответной (как ей кажется) любви, пытаясь заменить эмоциональную связь то едой, то сериалами… Наконец, не выдержав, импульсивно признается в любви — и узнает, что она тоже любима… - С кем себя видит «Миранда»? Да ни с кем — зачастую такие женщины объявляют институт брака «пережитком прошлого» и отказываются от семьи. Либо их избранник — своего рода «деловой партнер», с которым удобно идти по жизни (например, открыть семейный бизнес), и он так же холоден, как и она сама. В действительности же ей нужен «свой парень» — принимающий, сердечный, нетребовательный. Мужчина, нацеленный на семью, а не на карьеру. Он помогает «Миранде» избавиться от излишней требовательности и открыть сердце. В зарубежном кинематографе этот психотип также представлен образом Сандры Баллок в фильме «Мисс Конгениальность». Отечественный аналог — героиня «Служебного романа». КЭРРИ - Она рефлексивна, аналитична, имеет глубокий взгляд на жизнь, порой парадоксальный. Это ее сила и слабость одновременно: она умеет смотреть в глубь вещей, но при этом порой усложняет себе жизнь. Ей нужно научиться относиться к жизни проще и иногда просто радоваться, ни о чем не думая. - Привлекательная, умная, социально успешная, эта женщина в личной жизни находится в вечном поиске: она или одна, или же партнеры часто сменяют друг друга. Это связано с ее отцом и детством. Может, девочка росла без папы, или отношения с ним были нарушены: отец по каким-то причинам не принял дочь. Например, он мог отыгрывать на ней свои обиды на жену, особенно если дочь внешне похожа на маму (вымещать агрессию на ребенке бессознательно безопаснее, чем на партнерше). - «Кэрри» все время не хватает мужского внимания, она очень хочет найти любовь — но при этом выбирает «не тех» партнеров, да и отношения не может простроить, так как нет здорового сценария семьи. Бессознательно она ищет отца, ей могут нравиться мужчины старше нее, состоявшиеся, но отвергающие ее. Нередко она идеализирует мужчину, а затем разочаровывается и страдает. - Задача «Кэрри» — сосредоточиться не на поиске идеального партнера, а понять свои истинные желания и принять себя, полюбить. Тогда и отношения с мужчиной нормализуются. Так и происходит: в конце сериала Кэрри окончательно запутывается — она в чужой стране, без подруг, с мужчиной, в котором больше не уверена… Она даже теряет талисман — цепочку со своим именем. Такая вот символическая потеря себя во всех смыслах. И, найдя цепочку, поняв, что же она хочет, Кэрри обретает вторую половинку — к ней приезжает ее «мужчина мечты»… «Кэрри» в отечественном кинематографе — героиня фильма «В ожидании чуда». Автор: Ирина Соловьева Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|