|
Лон Майло Дюкетт. Введение в старшие арканы Таро ТотаЛон Майло Дюкетт.
«Все старые буквы в моей Книге верны, но «Цадди» — не Звезда. Истинное происхождение карт Таро на самом деле никому не известно. Очевидно, что до изобретения бумаги они не могли существовать в виде карт. Более того, мы не можем сколько-нибудь уверенно проследить их историю в прошлое далее первой половины пятнадцатого века. В то время они вошли в обиход в Северной Италии, где назывались carte de trionfi («карты триумфа») и использовались для игры, схожей с современным бриджем. Позднее, в 30-е годы шестнадцатого века, они получили название tarocchi (ед.ч. от tarocco, что, собственно, и переводится как «Таро»). В ранних колодах были представлены образы, волновавшие воображение аристократии эпохи Ренессанса: древние боги, герои, добродетели, грехи и олицетворения первозданных сил, следующие друг за другом в порядке старшинства в великой триумфальной процессии. Затем им на смену пришли другие персонажи, в том числе мистические образы из книг Ветхого и Нового заветов. Еще позднее свое место в колодах нашли такие масонские понятия, как четыре общественные и личные добродетели — Умеренность, Стойкость (Сила), Справедливость (Правосудие) и Благоразумие (Влюбленные?)2. Порядок старших арканов Всякий, кто знаком с традиционными образами Таро, без труда опознает почти все старшие арканы Таро Тота. Самое яркое исключение — карта Эона. Двадцать два старших аркана Таро Тота официально именуются «22 ату Тахути». Согласно Кроули, «ату» — это древнеегипетское слово, означающее «дом» или «ключ», а Тахути — это бог Тот (египетский Гермес или Меркурий). Кроме того, Кроули указывает, что слово atout — это сокращенное французское выражение bon a tout, которое в буквальном переводе означает «годится на все», а в карточных играх обозначает джокера. В самых ранних известных нам колодах названия на картах старших арканов не печатались, а количество и порядок старших арканов варьировались от колоды к колоде. Однако уже к 90-м годам пятнадцатого века сложилась стандартная общеевропейская модель: двадцать два образа, расположенные приблизительно в том же порядке, что и в современных колодах. Мы не располагаем достоверными свидетельствами того, что за этой стандартизацией стояло нечто более оккультное или мистическое, нежели естественный процесс кодификации популярной игры. И тем не менее, этот феномен сам по себе может обладать глубоким смыслом, демонстрируя характерные реакции человеческого сознания на архетипические образы. Во времена, когда образы искусства встречались лишь изредка и только в живописи, пластике и архитектуре, появление карманного набора цветных картинок, который можно было рассматривать на досуге часами, должно было произвести на Европу XV века впечатление не меньшее, чем в XIX и XX столетиях — появление фотографии и кинематографа. За одним-единственным исключением, ату Таро Тота следуют в том же порядке, что и старшие арканы Марсельского Таро, а те, в свою очередь, воспроизводят последовательность, впервые использованную в колоде Катлин Жоффруа в 1557 году3. Также за одним-единственным исключением, в Таро Тота соблюдается введенная в ордене Золотой Зари тайная система соответствий между старшими арканами и буквами еврейского алфавита, связанными с определенными стихиями, планетами и знаками зодиака. Это единственное исключение вызвало и продолжает вызывать по сей день немало споров и дискуссий среди исследователей современного оккультизма. На следующих нескольких страниц я изо всех сил постараюсь объяснить, почему в Таро Тота еврейская буква Цадди поставлена в соответствие четвертому аркану (Император), а еврейская буква Хе — семнадцатому (Звезда), а не наоборот. Во всем виноват один стих из «Книги Закона»: «Все старые буквы в моей Книге верны, но "Цадди" — не Звезда»4. Не огорчайтесь, если поначалу вам будет трудно понять дальнейшее. Фрида Харрис не скрывала от Кроули своего недоумения: «…по-моему, вы так и не объяснили толком насчет Цадди — Императора. Не могли бы вы сделать чертеж? Я читала вашу книгу Энн Кристи по вечерам. Ей было очень интересно, но непонятно, и, боюсь, она так и не разобралась. По этому вопросу будет больше всего возражений. Если не секрет, имеется ли хоть какая-нибудь причина, по которой нужны 2 петли? Ну да! И если есть, то почему бы не пронумеровать Императора как “17 или IV” либо “4 или 17”, и точно так же — Звезду, и таким же образом поступить с Силой XI и Правосудием VIII? Возможно, я все неправильно понимаю, но если так, то вам придется объяснить понятнее, потому что интеллект у меня несколько ниже среднего. Bientot5»6. Как ни печально, ответ Кроули на это письмо не сохранился. Но, возможно, он был подобен его комментарию к этому стиху, опубликованному позднее в книге «Закон для всех»: «Не вижу ничего плохого в том, чтобы открыть тайну Цадди “мудрым”; прочие же вряд ли поймут мои объяснения. Цадди — это буква Императора, старшего аркана номер IV, а Хе — буква Звезды, старшего аркана номер XVII. Таким образом, Водолей и Овен меняются местами, обращаясь вокруг ступицы Рыб, точно так же, как арканы VIII и XI, Весы и Лев, — вокруг Девы. Это последнее откровение придает нашим соответствиям Таро величественную, совершенную и безупречную симметрию»7. Понять эти объяснения без иллюстраций и впрямь нелегко. В «Книге Тота» содержатся схемы и таблицы, не во всем согласующиеся друг с другом. Я попытаюсь привести все это в порядок, насколько мне хватит сил. Адепты Золотой Зари (опираясь на уже разработанное к тому времени и частично дополненное в их системе эзотерическое учение) определенным образом сопоставили еврейские буквы со старшими арканами. Эти двадцать две буквы еврейского алфавита символизируют, помимо всего прочего, три стихии, семь планет и двенадцать знаков зодиака. Таблица 1. Традиционная последовательность старших арканов.
За двумя исключениями, отмеченными в таблице астерисками, порядок следования двадцати двух старших арканов точно совпадает с обычным порядком двадцати двух букв еврейского алфавита. Исключения из этой четкой схемы представляют положения двух старших арканов: 8-го (Исправление, в старых колодах Правосудие) и 11-го (Вожделение, в старых колодах Сила). Если бы естественный порядок еврейского алфавита был соблюден в точности, то Исправление соответствовало бы девятой букве, Тет (символизирующей зодиакальный знак Льва), а Вожделение — двенадцатой букве, Ламед (зодиакальный знак Весов). Но на деле это не так, и адепты Золотой Зари внесли необходимую поправку. Для большей наглядности в следующую таблицу включены только зодиакальные арканы. Обратите внимание: приписав Силе (Вожделению) порядковый номер 8 и букву Тет, а Правосудию (Исправлению) — порядковый номер 11 и букву Ламед, адепты Золотой Зари восстановили естественный порядок знаков зодиака и букв еврейского алфавита. Таблица 2. Последовательность старших арканов в системе Золотой Зари.
Но, при всей своей аккуратности и логичности, эта перестановка нарушила традиционный порядок следования арканов, и у некоторых членов Золотой Зари, в том числе у Кроули, это вызывало раздражение. Таро Тота следует модели Золотой Зари, соотнося Тет/Льва с картой Вожделения, а Ламед/Весы — с картой Исправления, но сохраняет традиционную последовательность: Вожделение помещено под 11-м номером, а Исправление — под 8-м. Если нанести эту перестановку на пояс зодиака, она отобразится как петля, перекрученная вокруг знака Девы и изменяющая естественный порядок знаков: вместо последовательности Лев—Дева—Весы получается Весы—Дева—Лев: Пояс зодиака со знаками, расположенными в естественном порядке. Пояс зодиака с петлей. Тет (Лев) и Ламед (Весы) обменялись местами. Moon — Луна При таком расположении старших арканов схема зодиакального пояса оказывается несколько причудливой и неуравновешенной, однако Кроули это, судя по всему, не беспокоило — по крайней мере, до полудня 8 апреля 1904 года. В это время он как раз принимал и записывал первую главу «Книги Закона» в каирском отеле и дошел приблизительно до середины. Айвасс от имени богини Нут только что продиктовал ему следующие слова: «Взывайте ко мне под звездами моими! Любовь есть закон, любовь в согласии с волей. Глупцы да не поймут любовь превратно, ибо есть любовь — и любовь. Есть голубь — и есть змей. Выбирай как следует. Он, пророк мой, сделал выбор, ведая закон крепости и великую тайну Дома Божьего»8. «Услышав» слова «крепость» и «Дом Божий» (варианты названия аркана XVI — Башня), Кроули задумался о том, насколько вообще верен порядок следования старших арканов. И ответ на его вопрос не заставил себя ждать. Айвасс тотчас продиктовал следующую строку: «Все старые буквы в моей Книге верны, но «Цадди» — не Звезда. Это также тайна: мой пророк откроет ее мудрым»9. Это замечание озадачило Кроули. Если Цадди — не Звезда, то какая же карта соответствует этой букве? И какую букву следует соотнести с картой Звезды? На сей раз ответ пришел не сразу. Но когда он все же пришел, Кроули ни на мгновение не усомнился, что загадка разгадана правильно. Цадди оказалась Императором. «Эта карта соответствует букве Цадди и зодиакальному знаку Овна. Знак этот находится под управлением Марса, и в нем экзальтирует Солнце. Следовательно, данный знак представляет собой сочетание энергии в наиболее материальной ее форме с идеей высокого сана. Это значение звука TZ и TS обнаруживается в изначальной, ономатопоэтической форме языка. Оно связано с санскритскими корнями, означающими “Голова” и “Век”, и встречается в таких современных словах, как “цезарь”, “царь”, “сирдар”10, сенат, сеньор, синьор»11. «Старой буквой» Императора была Хе. Значит, теперь ее следовало соотнести со Звездой. Хе — это буква обоих женских компонентов Йод-Хе-Вав-Хе (Хе Бины — Верховная Мать и Хе Малкут — неискупленная Дочь) и идеальный символ Звезды-Богини, изображенной на карте ату XVII. И как это никто не догадался раньше?! Но Кроули, разумеется, недостаточно было просто знать о необходимости такой перестановки: он хотел найти более эзотерическую и формальную причину, по которой «Цадди — не Звезда». Как видно из следующей таблицы и рисунка, переставив местами арканы, соответствующие еврейским буквам Хе и Цадди, мы вновь нарушаем естественный порядок знаков зодиака, но теперь уже с противоположной стороны зодиакального пояса: на поясе зодиака образуется еще одна петля, перекрученная на сей раз вокруг знака Рыб и меняющая порядок знаков с естественного (Водолей—Рыбы—Овен) на обратный (Овен—Рыбы— Водолей). Таблица 3. Последовательность старших арканов в системе Кроули.
Пояс зодиака с двумя петлями. Перестановка Тет (Лев) и Ламед (Весы) введена в системе Moon — Луна Должно быть, путаница и недоразумения в связи с этим вопросом будут возникать и впредь. И те противоречащие друг другу чертежи и утверждения, которые приводит Кроули в «Книге Тота», ничуть не спасают положение. В особенности озадачивают таблица XX, в которой Водолей соотносится с Императором, а Овен — со Звездой, и последний абзац раздела, посвященного Императору, в котором Кроули рассуждает о пути Императора на Древе Жизни так, словно тот занимает прежнее место, соединяя 2-ю сефиру (Хокма) с 6-й (Тиферет). Что причиной тому — типографские ошибки или нежелание Кроули превращать какой бы то ни было из стихов «Книги Закона» в жесткую догму, — скорее всего, так и останется тайной. Но, так или иначе, я приведу краткую сводку, от которой не отказался бы и сам в ту пору, когда только начинал изучать значение Таро Тота. Возможно, она и не согласуется со всеми без исключения чертежами и утверждениями «Книги Тота», однако подвести итоги более связно я все равно не в силах. Аркан 4 — Император • Знак зодиака, соответствующий Императору, — Овен; Аркан 8 — Исправление • Знак зодиака, соответствующий Исправлению, — Весы; Аркан 11 — Вожделение • Знак зодиака, соответствующий Вожделению, — Лев; Аркан 17 — Звезда • Знак зодиака, соответствующий Звезде, — Водолей; Подразделение старших арканов на группы Подразделять на группы и сочетать между собой двадцать два старших аркана в целях медитации и обучения можно почти что бесконечным множеством способов. Разумеется, самое очевидное подразделение — на три стихийных, семь планетарных и двенадцать зодиакальных арканов. Еще один весьма популярный способ — выложить три ряда по семь карт в обычном порядке следования, а Шута поместить сверху. Каждый из этих трех рядов будет обозначать некий аспект или качество личности или сознания. Затем эта же схема рассматривается как семь колонок по три карты в каждой, и эти три карты оказываются связанными между собой тем или иным образом. К примеру, первая колонка (верхняя карта — Маг, средняя — Исправление, нижняя — Дьявол) может обозначать некую космическую истину, связанную с проявленной сущностью Мага, или некий духовный урок. Лично мне представляется, что любое распределение и любая комбинация карт имеет право на существование как упражнение для медитации. В конце концов, старшие арканы — это универсальный алфавит образов, и какими бы способами мы ни сочетали между собой буквы этого алфавита, они непременно сложатся в то или иное слово. В недрах «Книги Тота», в последнем абзаце раздела, посвященного Верховной Жрице, содержится важнейшее указание, связанное с тайной сущностной природы двадцати двух старших арканов: «Следует обратить особое внимание на то, что три последовательно идущие буквы — Гимел, Далет, Хе (Ату II, III, XVII) — представляют Женский Символ (Инь) в трех формах, составляющих вместе Триединую Богиню. За этой Троицей букв непосредственно следуют три соответствующих им и дополняющих их Отца: Вав, Цадди, Йод (Ату IV, V, IX). Арканы 0 и I обоеполы. Оставшиеся четырнадцать Старших Арканов символизируют различные сочетания, функции или проявления этих Первозданных Квинтэссенций Бытия»12. Если вас это не впечатлило, я сейчас достану свой кроулианско-английский словарь и попытаюсь перевести. Восемь старших арканов (Дурак, Маг, Жрица, Императрица, Император, Иерофант, Отшельник и Звезда) составляют особый класс. Они, как говорит нам Кроули, суть Первозданные Квинтэссенции Бытия. (Давайте мы, просто забавы ради, будем называть эти восемь старших арканов первоклассными.) Первоклассные старшие арканы подразделяются по гендерному признаку на три категории: 1. Дурак и Маг — гермафродиты; 2. Верховная Жрица, Императрица и Звезда представляют женский символ в трех формах; 3. Император, Иерофант и Отшельник представляют мужской символ в трех формах. Эти три аркана являются соответствиями и дополнениями трех предыдущих — Верховной Жрицы, Императрицы и Звезды. (Правда, Кроули не уточняет, как именно эти шесть карт распределяются по парам.) Каждый из четырнадцати оставшихся старших арканов (давайте будем называть их второклассными) служит представителем одного или нескольких арканов первого класса и выполняет эту роль одним из трех способов: 1. Выражая характер и поведение первоклассного старшего аркана в случаях, когда тот сочетается с одним или несколькими из своих семи «коллег»; 2. Выражая функции первоклассного старшего аркана; 3. Выражая проявления первоклассного старшего аркана. Кроули не приводит здесь никаких примеров, предоставляя нам самостоятельно развивать это положение в меру своей изобретательности. Но даже несколько минут работы с картами по этому методу уже дают обильную пищу для размышлений. В качестве примера (чрезвычайно наглядного) можно рассмотреть второклассный аркан «Влюбленные» как выражение характера и поведения первоклассного аркана «Императрица» в сочетании с первоклассным арканом «Император» (или, как вариант, — Верховной Жрицы с Отшельником). Разумеется, это упражнение, как и многие другие, которые вы откроете для себя по мере изучения Таро, станет более эффективным (и более забавным), когда вы познакомитесь с картами поближе. С моей точки зрения, самое главное — никогда не забывать о том, что ни один из старших арканов (да и вообще, ни одна из карт Таро) не обособлен от остальных. Все они тесно связаны между собой. Старшие арканы в своей совокупности — это одна великая пьеса, состоящая из двадцати двух актов, которые могут следовать друг за другом в любом порядке и разыгрываться бесконечно многообразными способами.
© Lon Milo Duquette. Understanding Aleister Crowley's Thoth Tarot. Weiser Books, 2003. © Перевод: Анна Блейз, 2007. © PAN'S ASYLUM Lodge O.T.O. © Psyoffice.ru
1 Книга Закона, I.57. — Примеч. автора. 2 Идея четырех главных добродетелей, подробно разработанная в масонстве, восходит к Платону, а основное развитие получила в христианской философии. — Примеч. перев. 3 См. Robert O’Neill. Tarot Symbolism. Lima, OH: Fairway Press, 1986, p. 293. — Примеч. автора. 4 Книга Закона, I.57. — Примеч. автора. 5 «До скорого свидания» (фр.). — Примеч. перев. 6 Из письма Фриды Харрис к Алистеру Кроули от 18 сентября 1939 г. — Примеч. автора. 7 Aleister Crowley. The Law Is for All. Scottsdale, AZ: New Falcon Publications, 1991, p. 142. — Примеч. автора. 8 Книга Закона, I.57. — Примеч. автора. 9 Книга Закона, I.57. — Примеч. автора. 10 Сирдар (сардар) — в Османской империи титул командующего полевой армией; в Иране, Афганистане — сановник, глава племени. — Примеч. перев. 11 The Book of Thoth, p. 77. — Примеч. автора. 12 The Book of Thoth, p. 75. — Примеч. автора. Категория: Учения, Система Таро Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|