|
Трикстер – ловкач без головы.
Александр Грибоедов удачно заметил, что наше горе от ума. Великие инновации случаются тогда, когда ум растворяется в «глупости». Шедевры создают безумцы в творческом аффекте. Лучшие отношения случаются, если отдаться сердцу. Архимед выкрикнул «Эврика!», когда сделал глупость. Голова ограничивает возможности чувств. Как часто вы не делали что-то потому что знали, что этого делать нельзя, что это плохо, неуместно, невозможно или еще как-то? Частый вопрос гештальтистов, как ты себя останавливаешь, тут как раз кстати. И как? Ведь сколько новых идей, произведений искусства, возможностей, открытий, приобрел бы мир, не слушайся мы своего ума. Есть лекарство от головы и это не анальгин. Рецепт прост: довериться миру и своим инстинктам, «сойти с ума». Хорошее дело сказки! В них есть все инструкции для того чтобы прекрасно жить. Например, некоторым главным героям сказок, присуща черта, которая помогает им выживать в самых невероятный ситуациях. А в финале они получают все сказочные бонусы. Вспомните Иванушку-дурачка, Ивана-царевича, Емелю, Лису. В их поступках всегда есть некая наивность, дурашливость, нелепость, даже абсурдность. Именно она спасет их от смерти и одаривает. Современный мир не позволяет нам расслабиться и довериться ему. Шкаф жизни наполнен полочками, на которых в алфавитном порядке разложены планы и цели. Нет места разгуляться оживляющей энергии. Потерялось инстинктивное доверие к интуиции. Ее голос заглушился тотальным контролем. Все это делает нашу витальность похожей на сухой бухгалтерский отчет. Предки знали как не иссушаться, а наполняться жизнью. Умели пополнять запасы необходимой энергии. Например, они периодически избавлялись от ненужной головы и доверялись чреслам. Метафорически конечно же. Эту идею в 20 годы прошлого столетия, обфилософствовали французы, когда создали тайное сообщество «Ацефал». Они сотворили нового бога. Ацефал - безголовый человек, который отрезал свою рассудочную часть и поместил ее в область гениталий. Так у него появилась способность познавать мир через центр инстинктов, который находится в области паха. В традиции тех времен такой способ относится к жизни, рассматривался как высшее знание. У людей стояла задача убрать светлый разум и обратиться к противоположной части индивидуальности. Сакральность мира не может быть постигнут рассудком, но может быть постигнута теневой, сумеречной частью человеческого существа. Так считали французские философы в первой половине двадцатого века. Так, задолго до них, считали люди в архаическом обществе. Еще на заре времен возникла необходимость в архетипе, способном нарушать общие законы и идти против привычных норм и правил. Так появился Трикстер - на треть Бог, на треть зверь и на треть человек. Нарушитель запретов, границ, ниспровергатель всех табу и законов, он выходит за все рамки привычной человеческой жизни и привносит в нее животворящий хаос. Трикстер – шут, с ним возник смех. Ловкач и обманщик, он все же умудряется при этом создавать культурные результаты. Мифы знают различные обличья Трикстера. Он Ворон, у индейцев Северной Америки и Кутх у жителей Чукотки, Койот у юго-западных индейцев, Локи – трикстер скадинавии, Обезьяна - трикстер живет в мифологии Африки. У каждой культуры был свой Трикстер. Вот история о том, как появился Трикстер у одного из индейских племен: Вождь северо-американских индейцев, Ваджункага, был изгнан из собственного племени за множественные причуды. Народ не смог пережить хаос, который создавал нерадивый вождь. Отвергнутый своим племенем, он инициировался в Трикстера. У Ваджункаги было нелепое, наивно-детское отношение к миру. Из-за этого он всегда попадал в затруднительные и смешные ситуации. Его части тела не согласовывались друг с другом. Правая и левая рука вождя, периодически устраивали драки между собой. А иногда случались истории и похуже драк. Однажды Ваджункага полакомился мясом, которое нашел на дороге. Оказалось, что это были его собственные внутренние органы. Подобная нелепость и безумие присущи поведению существа, которого уже трудно назвать человеком. В нем сочетаются божественные, зверинные и человеческие черты. Таким образом Трикстер явлется посредником между потусторонним и нашим миром, он соединяет все возможные противоположности: правое и левое, свое тело и природу вокруг. Он не выделился из нее, как фигура из фона и не осознает своих потребностей. Амбивалентный, соединенный из противоположностей, гермафродит, Андрогенат - он опосредует жизнь и смерть. Наконец, Трикстер, существо, которое создает новые возможности. Сначала они выглядят как безрассудство. Лишь спустя какое-то время человечество способно оценить вклад безумцев. Он постепенно вписывается в культуру и общество. История знает множество примеров о непризнанных гениях, имена которых стали возносится лишь после их смерти. Трикстер – герой инноватор. Только он способен соединить раздробленный на мелкие кусочки мир, и сделать его вновь целостным. Сегодня Трикстер - миф, архетип, который заключенный в сказках. Он является важной частью человеческого существа, как правило спящей. Чтобы его разбудить, нужно выключить голову и отдаться инстинктам. Для этого достаточно будет написать свою, собственную сказку. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|