Ресурсы хвастовства

Когда-то всем нам в детстве говорили, что хвастаться - это плохо. И мы это усвоили. Только вот то, о чем было это слово в детстве, это не совсем то, чем оно является во взрослом возрасте. Поэтому выходит, что запрет, наложенный в детстве в воспитательных целях на довольно понятный процесс, который и вправду стоило ограничивать, сейчас перекрывает очень важную функцию.
Потому по порядку. Когда у ребенка появляется, например, новая игрушка, у него возникает радость, восторг, удовольствие, которым очень хочется с кем-то поделиться. Потому малыш бежит к другу наперевес с обновкой и кричит: "Смотри, что у меня есть!" У друга при взгляде на новую игрушку тоже загораются глаза восторгом и это именно тот момент, ради которого все затевалось. Получить отклик. Получить подтверждение ценности того, чем обладаешь.
Но что происходит дальше? Второй малыш закономерно и восторженно говорит: "Дай!" и протягивает руки к вожделенной игрушке. И вот в этом месте заканчивается хвастовство и начинается совсем другое.
В силу своего возраста, несформированности, а потому неустойчивости волевых процессов, ребенок начинает завидовать и им овладевает желание тоже иметь эту игрушку. Не такую же, а эту. Причем немедленно. Потому это переходит в борьбу за право обладать игрушкой. Да, это отличный момент для воспитательных бесед на тему прав собственности, чужих границ и самоконтроля. Но. Чувства все равно остаются. Обиженными остаются оба. Никто не получил того, чего хотел.
В худшем варианте изначальное желание похвастаться переходит в жестокую конкуренцию, в которой имеет место и унижение тех, кто чем-то не обладает, и манипуляции этой ценностью, и делёж власти, и ранжирование участников самих отношений в зависимости от того, "у кого круче".
В детстве правда эти процессы разделить практически невозможно. Потому родители говорят: "Хвастаться плохо." Но смысл посыла в том, что хвастовство в этом возрасте - пусковой механизм для других болезненных процессов в детском коллективе. И это цепочку проще прервать в моменте хвастовства. Но ведь не в нем самом-то дело. Потому что очерненной и остановленной остаётся очень важная потребность.
Потому что в норме, когда ребенок приходит чем-то хвастаться маме, то она искренне отвечает ему: "Ух ты, как здорово! Какой ты молодец! Правда, как хорошо получилось! Как я рада, что у тебя есть такая хорошая игрушка, ты ведь так давно ее хотел!" И ребенок успокаивается, потому что приходил он именно за этим - отразиться в маминых глазах, получить подтверждение своей ценности, разделить с другим, большим и устойчивым, свою радость от достижения или обладания.
Такое возможно именно потому, что мама взрослая. Потому что она в состоянии отделять свои чувства и желания от чувств и желаний других людей. И именно потому, что ее реакция именно такая, за ней следом не идут ни конкуренция, ни желание унизить другого тем, что он такого не имеет, ни желание отобрать. Через реакцию мамы ребенок встраивает в собственную картину себя ещё одну часть пазла - "я, обладающий вот этим".
Но все мы вырастаем. И помним о том, что хвастаться плохо, потому честно этого не делаем. И от того много теряем. Но мне очень хочется обелять процесс хвастовства, говорить о том, что он важен, возможен и что мама говорила совсем не о том.
Потому что во взрослом возрасте процесс хвастовства вполне можно отделить от того "хвоста", за который нас так порицали в детстве. И оставить процессу хвастания его изначальную функцию - возможность отразиться в глазах другого со своими достижениями. Разделить свою радость от обладания чем-то важным. Потому что этот изначальный посыл самого желания остаётся прежним: "Посмотри, что у меня есть!" И глаза горят от восторга.
И когда другой искренне и с интересом говорит: "Надо же! А покажи! А расскажи, как это? Класс! Какой ты молодец!", то это достижение становится возможным себе присвоить. Сделать это новое знание о себе частью понимания себя. И тогда этим можно пользоваться. Оно пополняет функционал человека, становится ему доступным внутри.
Если же этого не происходит, если такой выросший мальчик или девочка, получает что-то важное, но не идёт хвастаться этим, а запирается дома и молчит об этом, то закономерно в какой-то момент то, что так дорого и важно, начнет терять свою ценность. И тогда появляется: "Ну да, есть, и что такого? Ну да, достиг, но это такая мелочь..." И получается, что столько вложено, так хотелось этого результата, а воспользоваться им не выходит. И тогда столько усилий потрачено, а человек будто снова остаётся с пустыми руками. И наступает разочарование.
И ещё желание хвастаться это запрос на признание. Это тоже важно. Потому и хвастаться нам хочется не первому встречному, а своим особенным людям. Именно тем, от которых важно получить те самые слова. О том, что да, ты хорош, у тебя получилось, ты достоин того, что имеешь, ты правда очень много можешь.
Потому, если разделить в своей голове то, что имели в виду в детстве родители, и то, что сейчас может дать хваствоство, то можно дать себе право делать это. И тогда этот легализованный процесс может стать огромным ресурсом и одним из важных способов формирования собственной идентичности.



Просмотров: 360
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Потому что мама меня никогда не любила: три шага к изменению
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • Ревную, потому что
  • Каждый должен ... потому что!
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • "Разделить с партнером жизнь". Что именно можно разделить?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Правда ли мы хозяева своей жизни и именно мы строим ее? Как мы появляемся в реальности?
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Во всем есть трещина, но именно так туда проникает свет
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Можно ли на терапии полностью удовлетворить потребность в недополученном в детстве?
  • Я ТАКАЯ, КАК ЕСТЬ, И СОВСЕМ НЕ ЖЕЛАЮ МЕНЯТЬСЯ!
  • Какой мужчина нужен именно вам?
  • Что делать,когда совсем плохо? Точка выхода.
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Как определенный стиль привязанности может повлиять на процесс сепарации и индивидуализации в подростковом возрасте?
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Именно этот мужчина пришёл в вашу жизнь неспроста
  • Именно нам и именно нами
  • Если желание родить приходит в зрелости: причины
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Почему вам страшно признать свои желания? Желание=опасность?
  • Эмоциональный голод по любви. Если вам постоянно хочется есть.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь