Работая с повторяющимися снова и снова негативными ситуациями клиента (см. статью ""), внутренними конфликтами (см. статью """), состояниями аффекта, паническим атаками и другими ситуациями не обойтись без работы с чувствами клиента.
В Транзактном анализе выделяют три категории чувств:
Аутентичные чувства
Рэкетные чувства
Резиновые ленты
Аутентичные чувства
сопровождаются телесным откликом,
адекватны тому что происходит вокруг (ситуации),
относятся к одному из 4 базовых чувств:
злость
страх
печаль
радость
Рэкетные чувства
неадекватны тому что происходит (например, возникает иногда ощущение, человек как будто ищет повод для того, чтобы разозлиться и находит его)
всегда покрывают автономные (или другие рэкетные, но "внизу" всегда автономное чувство, например рэкетная злость покрывает рэкетный страх, который в свою очередь покрывает аутентичную печаль):
это происходит в тех случаях, когда автономная реакция на ситуацию внутренне запрещена (например, злость у большинства женщин или страх у многих мужчин)
аутентичное чувство становится источником психической энергии для рэкетного чувства (отсюда и внешне неадекватная текущей ситуации "сила" рэкетного чувства)
повторяемые, навязчивые (например, могут являться постоянным эмоциональным фоном человека вне зависимости от внешней ситуации)
у каждого человека ограниченный набор "любимых" рэкетных чувств, которые составляют его личностный стиль:
каждое рэкетное чувство связано с какой-то благополучно не разрешенной драмой в детстве
рэкетные чувства организуют психологические игры, в процессе которых на партнеров по игре проецируются персонажи, связанные с соответствующей рэкетной драмой (историей)
Резиновые ленты
реакция на внешний стимул, который связан с эмоционально заряженной ситуацией в прошлом (не обязательно в детстве, например, после того как Вас покусала собака может появиться страх при виде собак)
в точности повторяют то чувство что чувствовали, когда возникла первоначальная ситуация
возникает, если вокруг нас происходит что-то что напоминает старую ситуацию
не навязчиво и не самопроизвольно повторяема
более сильное, чем рэкетное чувство
не обязательно связано с детским возрастом
Работа с чувствами, когда они возникают
Для того, чтобы эмоции не "застревали" в теле и не приводили к осложнениями (например, к психосоматическим заболеваниям) в работе с чувствами клиенту в первую очередь необходимо научиться выражать их экологично здесь и сейчас (вне зависимости от того, к какой категории они относятся), а именно:
выйти в отдельное помещение (например, в туалет)
определить какого из базовых чувств больше в данном чувстве:
злость
страх
печаль
радость
всем телом выразить это базовое чувство максимально активно используя мимику лица:
злость - порычать или пошипеть, корча злобную рожицу,
страх - активно попугаться (ой, боюсь-боюсь), сев на корточки и закрыв голову руками,
печаль - поплакать, скривив печальную физиономию,
радость - активно порадоваться (можно попрыгать, помахать руками: Yes!)
Для работы с аутентичными чувствами приведенной выше техники достаточно.
В работе с рэкетным чувством кроме его выражения необходимо найти аутентичное чувство, которое находится под рэкетным с помощью вопроса: "А что на самом деле я себя чувствую, когда мне кажется, что чувствую "рэкетное чувство" (например, страх)?"
В работе с резиновыми лентами необходимо найти и вновь прожить ситуацию из прошлого в безопасной обстановке (например, наедине дома или в кабинете психолога): это позволит аннулировать эмоциональный заряд прожитой ситуации прошлого.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.