|
Легко ли быть новичком.
Позади собеседования, заполнение анкет, личного дела, у кого-то - тестирования, деловые игры и обучение. И вот наступает первый рабочий день в коллективе незнакомых людей: вряд ли найдется человек, который не волнуется при первой встрече со своими коллегами. В своей статье мне хотелось бы остановиться на очень важных моментах вхождения в новый коллектив, помогающих избежать ошибок и, следующих за ними, негативных последствий. Неприятный «осадок» у обеих сторон после первой встречи ведет в дальнейшем к пропуску или искажению важной информации друг о друге, об организации, к неоправданным затратам времени на адаптацию и иногда к получению нулевого результата. Для меня, как для практикующего психолога, много лет занимающегося проблемами персонала в организации, важен психологический комфорт сотрудника, пришедшего на работу. Если новичку не оказали внимания и уважения, не поняли его как профессионала, у него снижается самооценка и доверие к работодателю, что порождает разочарование и раздражение. Это, в свою очередь, может вызвать его отрицательные отзывы о компании, таким образом повредить репутации организации на рынке труда и уменьшить круг соискателей при поиске необходимых специалистов. Для начала надо принять, как аксиому, что все в нашем общении с другими людьми начинается с внутренних установок каждого участника взаимодействия. И все мы очень разные. У нас отличаются желания, вкусы, интересы и представления, поэтому в любых отношениях между людьми есть противоречия: то, что нравится одному человеку, не нравится другому, один хочет это, а другой противоположного. Расхождение во взглядах, мнениях или желаниях - естественная часть любых взаимоотношений и ожидать полного согласия по всем вопросам с окружающими вряд ли реалистично. Вопрос лишь в том, сумеем ли мы конструктивно разрешить существующие противоречия, или же, наоборот, поспособствуем тому, что небольшая проблема постепенно разрастется в серьезную проблему. Есть ряд моментов, которые необходимо помнить, общаясь с людьми, и в первую очередь – с коллегами: - нет «хороших» и «плохих» людей – есть те, которые разделяют ваши личные ценности и установки, и те, кто разительно отличается от вас; - не надо ждать от сослуживцев однозначного принятия: уважайте право другого человека искренно не любит вас, причем, просто так, без видимых причин; - окончательный вывод на основании первого дня, даже недели общения в новом коллективе лучше не делать, желательно основываться не только исключительно на своем мнении, а на нескольких, (не менее двух), отзывах и уж точно после того, как пройдет первое эмоциональное впечатление; - желательно, привлекать к процессу анализа коллег и своей манеры общения с ними еще кого-то, например, обсудить свои впечатления с родными или близкими друзьями, для того, чтобы минимизировать субъективность в оценках; - не существует идеальных людей, поэтому очень важно расставлять приоритеты в требованиях к ним и выбирать для близкого общения лучшего, т.е. наиболее подходящего вам для компании и способного помочь при затруднениях; - для продуктивной работы на любом предприятии необходимо четко и правильно понимать стратегические и тактические задачи организации и представлять, что конкретно вы и ваш коллектив делаете, чтобы достичь поставленных целей. При неправильном понимании целей и приоритетов существует риск двигаться в неверном направлении и прослыть бестолковым специалистом. Еще один необходимый момент подготовки к встрече со своими новыми коллегами – это продуманная структура взаимодействия, которая дает возможность придерживаться интересующей вас темы и в итоге получать достоверные представления о своей работе и организации. Когда какой-то из этапов пропускается, начинаются ошибки и достоверность полученной информации снижается. Так на чем надо сконцентрировать внимание? Процесс привыкания к новому месту работы можно разделить на четыре фазы, которые образуют своего рода тематические группы, с помощью которых мы получаем необходимую информацию для того, чтобы ускорить результативность своего труда: I. Знакомство с общей информацией о компании. 1. История фирмы. 2. Миссия фирмы. 3. Цели и стратегии. 4. Основные организационно-экономические параметры: характеристика деятельности, положение на рынке, структура собственности, основные клиенты, партнёры, подрядчики, структура организации и связи с филиалами. II. Изучение правил внутреннего распорядка компании. 1. Принципы оплаты труда: тарификатор (сетка тарифов, должностные оклады), премии, принципы повышения-снижения оплаты, компенсации понесённых расходов. 2. Организация времени работы: часы работы, перерывы, выходные дни, допустимость сверхурочной работы, отпуска. 3. Материальная мотивация: оплата труда, принципы дополнительного вознаграждения; бонусы - принципы формирования; иные формы стимулирования (доплата за мобильную связь, путёвки и т.п.). 4. Нематериальная мотивация: программа развития персонала (обучение, система продвижения); эффективная оценка труда. 5. Социальное обеспечение работников: медицинское страхование; пенсионная система; гражданское страхование; наличие профсоюзной или профессиональной организации; юридическая консультация. 6. Система управления. III. Знакомство с должностными обязанностями, осознание своих ожиданий, связанных с работой на предполагаемой позиции. 1. Определить вес своей должностной позиции в организационной структуре. 2. Познакомится с задачами, которые необходимо решать и кругом обязанностей. 3. Выяснить наличие инструкций, касающихся способов реализации предстоящих задач. 4. Спрогнозировать возможные трудности при реализации предстоящих заданий и продумать способы их предупреждения. 5. Адаптировать под себя свое рабочее место. IV. Знакомство с коллегами. 1. Выяснить каков характер взаимодействия между работниками отдела 2. Определить допустимо ли, и, если «да», то в как происходит сотрудничество с работниками других отделов/служб. 3. Организовать свои контакты с новыми сослуживцами. 4. Выяснит функции и диапазон задач, выполняемых другими сотрудниками. 5. Найти коллег, способных или призванных помочь новому работнику войти в курс и освоить свою работу. Первые три фазы, обычно, помогают освоить новичку специалист по кадрам и непосредственный руководитель. В больших компаниях, например, читают целый курс об истории предприятия и как нужно вести себя на работе с учетом многолетнего наследия. Все это необходимо знать хотя бы потому, что понимание основной стратегии предприятия помогает мыслить в том же ключе, а выдвинутое предложение в духе отца-основателя будет востребовано руководством в большей степени, нежели просто отличная идея. О миссии компании надо помнить и верить в нее всегда и безоговорочно. Это помогает соотносить свои действия с корпоративными ценностями и культурой. Корпоративная культура есть везде, даже, если работники и не подозревают об этом. Но «у нас так заведено» или «у нас так не принято», которые относятся к традициям обедать, отмечать общие праздники и организовывать свое рабочее место, - все это и есть нормы корпоративной культуры. Можно, конечно, чтобы выделиться поступать по своему усмотрению и сделать таким образом первый шаг к тому, чтобы прослыть аутсайдером. Важной частью корпоративной культуры является и досуг. Поэтому пропускать корпоративные вечеринки не рекомендуется. Как бы там ни было, но все, кто посещают такие мероприятия, имеют больше шансов стать «на виду» у начальства и продемонстрировать свою социальность максимально большему числу своих коллег. Знакомство с коллегами так же немаловажная часть на новой работе. Зачастую, выходя на новую работу, специалист старается лучше и быстрее выполнять должностные обязанности, а устройство своих взаимоотношений с коллегами отодвигает на второй план. И в итоге получается, что незнание каких-то неписанных правил, порядков и тонкостей общения губительно влияют, как на карьеру внутри компании, так и на самочувствие работника в коллективе. Да и изменить первое впечатление о себе в дальнейшем крайне сложно. Именно поэтому важно сформировать комфортное общение с сослуживцами в первые дни. Основным механизмом приятных отношений с другими людьми выступает доброжелательность. Новые сослуживцы должны увидеть, что новичок присоединяется к их команде с удовольствием. Однако, лучше избегать слишком близкого общения с кем-либо в первые дни. По большому счету с чего бы это кому-то из новых коллег рваться напоить вас кофе или дать подробные характеристики остальным работникам отдела? Конечно, это нормально, когда кто-то помогает другому, но помощь оправдана в отношении сложившихся коллег, а не первых встречных. Не стоит отталкивать добровольных помощников, но обольщаться и вступать в доверительные отношения сразу же так же не стоит. Благодарить за помощь надо только тех, кто вам действительно помог, но и тут не стоит подхалимничать и перехваливать. Неуемные благодарности в огромных количествах могут раздражать и даже приводить в бешенство, если не того, кого благодарят, то уж окружающих - всегда. Во всем необходима «золотая середина». Кроме того, надо ограничить свое общение с теми, кто любит посплетничать и рассказывает нелицеприятные вещи о компании и ее сотрудниках. Участие в таких разговорах еще никому не помогало в карьере, да и вряд ли это этично по отношению к остальным. С первых же дней необходимо приучить себя к пунктуальности. Благоразумно прийти в офис на десять минут раньше и уйти домой дестью минутами позже официально назначенного времени. Конечно, если в организации принято задерживаться на более долгое время, то лучше обсудить время своего ухода с руководителем. Чтобы снять тревожность, желательно создать у себя на рабочем месте приятную атмосферу: принести любимую фотографию, бокал, авторучку – такие маленькие приятности помогают расслабиться и почувствовать себя более комфортно в незнакомой обстановке. И последнее, стать новичком – это значит получить шанс сыграть в игру с таинственным приключением, которая откроет новые возможности, поможет раскрыться скрытым способностям и усовершенствовать уже имеющиеся навыки. И пусть с первого раза все выйдет не совсем идеально, главное - выполнять качественно свою работу, быть естественным и приветливым с коллегами, уважительным с руководством и тогда обязательно все будет хорошо. Страх поражения не удерживает от игры, но помогает избежать ошибок! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|