Легко ли быть новичком.

Позади собеседования, заполнение анкет, личного дела, у кого-то - тестирования, деловые игры и обучение. И вот наступает первый рабочий день в коллективе незнакомых людей: вряд ли найдется человек, который не волнуется при первой встрече со своими коллегами. В своей статье мне хотелось бы остановиться на очень важных моментах вхождения в новый коллектив, помогающих избежать ошибок и, следующих за ними, негативных последствий. Неприятный «осадок» у обеих сторон после первой встречи ведет в дальнейшем к пропуску или искажению важной информации друг о друге, об организации, к неоправданным затратам времени на адаптацию и иногда к получению нулевого результата.

  Для меня, как для практикующего психолога, много лет занимающегося проблемами персонала в организации, важен психологический комфорт сотрудника, пришедшего на работу. Если новичку не оказали внимания и уважения, не поняли его как профессионала, у него снижается самооценка и доверие к работодателю, что порождает разочарование и раздражение. Это, в свою очередь, может вызвать его отрицательные отзывы о компании, таким образом повредить репутации организации на рынке труда и уменьшить круг соискателей при поиске необходимых специалистов.

  Для начала надо принять, как аксиому, что все в нашем общении с другими людьми начинается с внутренних установок каждого участника взаимодействия. И все мы очень разные. У нас отличаются желания, вкусы, интересы и представления, поэтому в любых отношениях между людьми есть противоречия: то, что нравится одному человеку, не нравится другому, один хочет это, а другой противоположного. Расхождение во взглядах, мнениях или желаниях - естественная часть любых взаимоотношений и ожидать полного согласия по всем вопросам с окружающими вряд ли реалистично. Вопрос лишь в том, сумеем ли мы конструктивно разрешить существующие противоречия, или же, наоборот, поспособствуем тому, что небольшая проблема постепенно разрастется в серьезную проблему.

Есть ряд моментов, которые необходимо помнить, общаясь с людьми, и в первую очередь – с коллегами:
- нет «хороших» и «плохих» людей – есть те, которые разделяют ваши личные ценности и установки, и те, кто разительно отличается от вас;
- не надо ждать от сослуживцев однозначного принятия: уважайте право другого человека искренно не любит вас, причем, просто так, без видимых причин;
- окончательный вывод на основании первого дня, даже недели общения в новом коллективе лучше не делать, желательно основываться не только исключительно на своем мнении, а на нескольких, (не менее двух), отзывах и уж точно после того, как пройдет первое эмоциональное впечатление;
- желательно, привлекать к процессу анализа коллег и своей манеры общения с ними еще кого-то, например, обсудить свои впечатления с родными или близкими друзьями, для того, чтобы минимизировать субъективность в оценках;
- не существует идеальных людей, поэтому очень важно расставлять приоритеты в требованиях к ним и выбирать для близкого общения лучшего, т.е. наиболее подходящего вам для компании и способного помочь при затруднениях;
- для продуктивной работы на любом предприятии необходимо четко и правильно понимать стратегические и тактические задачи организации и представлять, что конкретно вы и ваш коллектив делаете, чтобы достичь поставленных целей. При неправильном понимании целей и приоритетов существует риск двигаться в неверном направлении и прослыть бестолковым специалистом.
Еще один необходимый момент подготовки к встрече со своими новыми коллегами – это продуманная структура взаимодействия, которая дает возможность придерживаться интересующей вас темы и в итоге получать достоверные представления о своей работе и организации. Когда какой-то из этапов пропускается, начинаются ошибки и достоверность полученной информации снижается. Так на чем надо сконцентрировать внимание?

  Процесс привыкания к новому месту работы можно разделить на четыре фазы, которые образуют своего рода тематические группы, с помощью которых мы получаем необходимую информацию для того, чтобы ускорить результативность своего труда:
 
I. Знакомство с общей информацией о компании.
1. История фирмы.
2. Миссия фирмы.
3. Цели и стратегии.
4. Основные организационно-экономические параметры: характеристика деятельности, положение на рынке, структура собственности, основные клиенты, партнёры, подрядчики, структура организации и связи с филиалами.

  II. Изучение правил внутреннего распорядка компании.
1. Принципы оплаты труда: тарификатор (сетка тарифов, должностные оклады), премии, принципы повышения-снижения оплаты, компенсации понесённых расходов.
2. Организация времени работы: часы работы, перерывы, выходные дни, допустимость сверхурочной работы, отпуска.
3. Материальная мотивация: оплата труда, принципы дополнительного вознаграждения; бонусы - принципы формирования; иные формы стимулирования (доплата за мобильную связь, путёвки и т.п.).
4. Нематериальная мотивация: программа развития персонала (обучение, система продвижения); эффективная оценка труда.
5. Социальное обеспечение работников: медицинское страхование; пенсионная система; гражданское страхование; наличие профсоюзной или профессиональной организации; юридическая консультация.
6. Система управления.

  III. Знакомство с должностными обязанностями, осознание своих ожиданий, связанных с работой на предполагаемой позиции.
1. Определить вес своей должностной позиции в организационной структуре.
2. Познакомится с задачами, которые необходимо решать и кругом обязанностей.
3. Выяснить наличие инструкций, касающихся способов реализации предстоящих задач.
4. Спрогнозировать возможные трудности при реализации предстоящих заданий и продумать способы их предупреждения.
5. Адаптировать под себя свое рабочее место.

  IV. Знакомство с коллегами.
1. Выяснить каков характер взаимодействия между работниками отдела
2. Определить допустимо ли, и, если «да», то в как происходит сотрудничество с работниками других отделов/служб.
3. Организовать свои контакты с новыми сослуживцами.
4. Выяснит функции и диапазон задач, выполняемых другими сотрудниками.
5. Найти коллег, способных или призванных помочь новому работнику войти в курс и освоить свою работу.

  Первые три фазы, обычно, помогают освоить новичку специалист по кадрам и непосредственный руководитель. В больших компаниях, например, читают целый курс об истории предприятия и как нужно вести себя на работе с учетом многолетнего наследия. Все это необходимо знать хотя бы потому, что понимание основной стратегии предприятия помогает мыслить в том же ключе, а выдвинутое предложение в духе отца-основателя будет востребовано руководством в большей степени, нежели просто отличная идея. О миссии компании надо помнить и верить в нее всегда и безоговорочно. Это помогает соотносить свои действия с корпоративными ценностями и культурой.

  Корпоративная культура есть везде, даже, если работники и не подозревают об этом. Но «у нас так заведено» или «у нас так не принято», которые относятся к традициям обедать, отмечать общие праздники и организовывать свое рабочее место, - все это и есть нормы корпоративной культуры. Можно, конечно, чтобы выделиться поступать по своему усмотрению и сделать таким образом первый шаг к тому, чтобы прослыть аутсайдером. Важной частью корпоративной культуры является и досуг. Поэтому пропускать корпоративные вечеринки не рекомендуется. Как бы там ни было, но все, кто посещают такие мероприятия, имеют больше шансов стать «на виду» у начальства и продемонстрировать свою социальность максимально большему числу своих коллег.

  Знакомство с коллегами так же немаловажная часть на новой работе. Зачастую, выходя на новую работу, специалист старается лучше и быстрее выполнять должностные обязанности, а устройство своих взаимоотношений с коллегами отодвигает на второй план. И в итоге получается, что незнание каких-то неписанных правил, порядков и тонкостей общения губительно влияют, как на карьеру внутри компании, так и на самочувствие работника в коллективе. Да и изменить первое впечатление о себе в дальнейшем крайне сложно. Именно поэтому важно сформировать комфортное общение с сослуживцами в первые дни.

  Основным механизмом приятных отношений с другими людьми выступает доброжелательность. Новые сослуживцы должны увидеть, что новичок присоединяется к их команде с удовольствием. Однако, лучше избегать слишком близкого общения с кем-либо в первые дни. По большому счету с чего бы это кому-то из новых коллег рваться напоить вас кофе или дать подробные характеристики остальным работникам отдела? Конечно, это нормально, когда кто-то помогает другому, но помощь оправдана в отношении сложившихся коллег, а не первых встречных. Не стоит отталкивать добровольных помощников, но обольщаться и вступать в доверительные отношения сразу же так же не стоит. Благодарить за помощь надо только тех, кто вам действительно помог, но и тут не стоит подхалимничать и перехваливать. Неуемные благодарности в огромных количествах могут раздражать и даже приводить в бешенство, если не того, кого благодарят, то уж окружающих - всегда. Во всем необходима «золотая середина». Кроме того, надо ограничить свое общение с теми, кто любит посплетничать и рассказывает нелицеприятные вещи о компании и ее сотрудниках. Участие в таких разговорах еще никому не помогало в карьере, да и вряд ли это этично по отношению к остальным.

  С первых же дней необходимо приучить себя к пунктуальности. Благоразумно прийти в офис на десять минут раньше и уйти домой дестью минутами позже официально назначенного времени. Конечно, если в организации принято задерживаться на более долгое время, то лучше обсудить время своего ухода с руководителем.
Чтобы снять тревожность, желательно создать у себя на рабочем месте приятную атмосферу: принести любимую фотографию, бокал, авторучку – такие маленькие приятности помогают расслабиться и почувствовать себя более комфортно в незнакомой обстановке.

 И последнее, стать новичком – это значит получить шанс сыграть в игру с таинственным приключением, которая откроет новые возможности, поможет раскрыться скрытым способностям и усовершенствовать уже имеющиеся навыки. И пусть с первого раза все выйдет не совсем идеально, главное - выполнять качественно свою работу, быть естественным и приветливым с коллегами, уважительным с руководством и тогда обязательно все будет хорошо. Страх поражения не удерживает от игры, но помогает избежать ошибок!


Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Оставаться людьми. Или как конфликтовать так, чтобы всем было хорошо
  • Знакомство. Принципы психологии, которые вы можете использовать, чтобы улучшить свое знакомство!
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Четыре секрета для тех, кто хочет всегда получать лучшие предложения при приеме на работу
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Разговоры о прошлом в новых отношениях. Или как правильно «соврать», чтобы все было по-честному.
  • Что надо помнить, чтобы конструктивно критиковать
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • 10 вопросов, чтобы лучше понять себя и свою проблему. В помощь клиенту и психологу.
  • «Теория дворника» или «до каких пор все это будет продолжаться»!?…
  • Развод до и после - часть 2. Кто кого бросил и почему это важно?
  • Жизненный сценарий в действии, или Что необходимо говорить сыну, чтобы он стал мужчиной
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Так что мы все-таки вытесняем из своего сознания?
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Стать серым камнем, или Что делать, чтобы психопат оставил вас в покое.
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Есть ли смысл взрослеть, если в нашей культуре это не принято?
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Что необходимо, чтобы стать консультирующим психологом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь