Иррациональный человек

   Один из последних фильмов Вуди Аллена «Иррациональный человек» довольно успешно показывает нам внутреннюю пустоту и стремление к разрушению. Картина рассказывает об эпизоде из жизни смурного профессора философии Эйба Лукаса. Страдая от депрессии, суицидальных мыслей и полной потери смысла жизни он приезжает преподавать философию в маленький городок.
   Эта пустота так невыносима и безжизненна, что хочется заполнить ее разными способами. И тогда он пытается влезть в чужую жизнь и разрушить ее.
Вначале профессор находит молоденькую девушку, у которой есть парень. Он соблазняет ее своей взрослой харизмой и депрессивными рассуждениями, питаясь ее молодостью и «свежими идеями», которым он так сильно завидует. Отношения девушки со своим парнем постепенно сходят на нет, она очарована профессором. Но и этого, кажется, ему недостаточно. Герой фильма начинает лезть в жизнь абсолютно незнакомого ему человека, судьи, мысль об убийстве которого начинает занимать всё его время. Вся его внутренняя пустота заполняется фантазиями о том, что именно смерть судьи должна придать его собственной жизни смысл. Но можно ли наполнить свою жизнь убийством другого? Кажется, мы сталкиваемся здесь с тем, что З. Фрейд обозначил, как влечение к смерти и разрушению. Само название фильма не является случайным. Ведь «иррациональный» - это непостигаемый разумом. То, что невозможно объяснить с точки зрения разумного существования, так как дело тут не касается жизни.
   Танатос, термин Зигмунда Фрейда, обозначающий влечение к смерти. Наряду с Эросом, как влечением к жизни, Танатос отличается своим стремлением к агрессии и разрушению. Фрейд подчеркивал, что «инстинкт смерти безмолвно влечет человека к смерти, и только благодаря действию инстинкта жизни эта подобная смерти сила проецируется вовне в форме деструктивных импульсов, направленных против объектов во внешнем мире». Другими совами, главного героя влечет к смерти, так как он чувствует, что внутри него словно что-то умерло, и все живое и зависимое вокруг вызывает злость, зависть и стремление это уничтожить.
   На протяжении фильма мы видим подтверждения того, что в этом профессоре всегда было что-то мертвое, неживое, что заставляло его терять смысл и не видеть в жизни никаких удовольствий. Он без всяких эмоций рассказывает о значимых событиях в своей жизни, где его другу оторвало голову в Ираке, или он помогал бедным людям в Африке. Все это звучит так скучно, что, кажется, не наполнено для него никаким смыслом и жизнью. Если вообще не является чем-то вымышленным и придуманным. Теперь этот «смысл» он может только украсть у других, сильно завидуя, что он у них есть, и пытаясь этих других разрушить. Судья, отчасти, представляет и самого профессора. Он живет один, его жизнь довольна серая и однообразная, в ней есть лишь ритуализированные действия, которые хоть как-то спасают его от скуки. Из-за этих ритуалов смерть и приходит к нему, когда герой фильма подсыпает ему яд в сок, который он каждый день пьет в одном и том же месте. В каком-то смысле ритуал противоположен спонтанности жизни, ее творческой составляющей, потоку.
   В контексте данного фильма очень важной представляется и тема зависти, которая может быть очень разрушительной, если она не осознается. Зависть, по Мелани Кляйн, берет свои истоки от матери, когда ребенок сильно завидует ей, что у нее есть что-то, без чего он не может жить, что она может его кормить, а сам ребенок не в состоянии сделать это самостоятельно. Это вызывает и благодарность, и зависть, и желание разрушить мать за унизительную зависимость перед ней. Однако, при нормальном развитии мать помогает ребенку справляться с чувством беспомощности и уязвимости и тогда во взрослой жизни мы видим человека, который завидует, но не пытается разрушить объект, или перверсивно присвоить себе то, что у него есть. Данный фильм хорошо показывает, что бывает, когда зависть и Танатос преобладают и теплых и жизненных чувств не хватает для того, чтобы справиться с внутренними деструктивными импульсами. Часто мы видим, как окружающие пытаются вернуть эту «жизнь» в себя, связываясь с партнёром намного моложе себя, или как часто матери пытаются проживать вместе с дочерью их жизни, влезая в нее и пытаясь разрушить, так как их собственная жизнь кажется им чем-то бессмысленным и ненаполненным. Таким людям, как профессор Лукас, нужно постоянно забирать что-то жизненное у других. И тогда, на очень короткое время, они чувствуют себя живыми, но отлично осознают, что все это ненадолго.
 


Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О жизни, о смерти и смысле...
  • Страх смерти VS жизни
  • Беседа Жизни и Смерти
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Смысл жизни. Смыслы в нашей жизни
  • Смысл жизни в самой жизни
  • ВКУС К ЖИЗНИ, СМЫСЛ ЖИЗНИ
  • Про поиск себя и смысл жизни.
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Как найти любимое дело, дающее драйв и смысл жизни, даже если вам уже 40?
  • Правила жизни 1 из 64: Ответственность за свою жизнь.
  • Чем больше в жизни удовольствий, тем меньше удовольствия от жизни. В чем парадокс?
  • Как не потерять себя в потоке жизни: Цель, Смысл, Предназначение
  • Как начать действовать, реализовать себя и достичь самого важного в своей жизни.
  • Экзистенциальный кризис. Как вернуть утраченный смысл жизни
  • Страх смерти или страх жизни?
  • Жизнь в футляре или есть ли смысл выйти из футляра… Поговорим о тревоге.
  • Для чего я живу или Как обрести свой Смысл Жизни?
  • Смысл жизни.
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Конкуренция в профессии и в других сферах жизни.
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Один день из жизни частнопрактикующего психотерапевта
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Почему зависть может быть только черной
  • Три иллюзии, с которыми нужно расстаться до 25 лет, чтобы стать творцом своей жизни.
  • Мне страшно, когда в жизни все хорошо.
  • Кому нужен смысл жизни?!
  • Смысл жизни и свобода воли
  • Как найти смысл жизни после 30 лет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь