Семья как дом.

Все мы появились и выросли из семьи, эти семьи часто очень разные, но вместе с тем похожи. Семьи создаются для того, чтобы в этом огромном мире иметь близкого человека, с которым тепло и уютно, чтобы поделиться с ним тем теплом, которое есть у тебя и почувствовать тепло от него, чтобы вместе родить детей и передать им наше тепло и заботу. Об этом мечтают почти все, но жизнь иногда идет по другим путям.

Давайте проведем маленький эксперимент и почувствуем, как мы представляем себе семью сейчас, когда мы уже имеем определенный жизненный опыт за плечами. Можно просто закрыть глаза, и почувствовать, какие образы у нас возникают, когда мы слышим слово «семья». Вот примеры ответов, которые дали мои коллеги: тепло, уют, сплоченность, защита, дом, гармония, устроенность мира, ответственность, терпимость, конфликт – компромисс, близость, статус, борьба, поддержка, подвиг, взаимопонимание, дети, память поколений. Здесь отмечены разные моменты жизни семьи и те переживания, которые в ней рождаются, ведь и мы с вами знаем, что не все происходит гладко. В семье есть и борьба, конфликты, которые не рождают теплых чувств, а часто приводят к распаду семьи.

По опыту работы психолога я могу сказать, что именно дети наиболее чувствительны к тому, что происходит в семье. Они здесь растут, это их мир, в котором они получают защиту и питание. И для них большее значение имеет не питание едой, а питание заботой, теплыми эмоциями, вниманием, любовью. Именно они первые часто своим поведением, которое для взрослых может казаться неправильным, непонятным, неудобным сообщают о том, что в семье происходит что-то не так. Ведь взрослые часто бояться признать, что их отношения изменились, появилась неустроенность, они «убегают» в мир забот, в работу, в другие отношения. А ребенку некуда бежать, просто жизненного кислорода – любви вдруг стало меньше, и всеми доступными методами ребенок начинает искать внимания, пусть даже негативного, но чтобы о нем не забывали.

Помню, когда я впервые увидела Сашу, мальчика лет 7, я не верила своим глазам. У меня полностью создалось впечатление, что он растет не в семье, а скорее в детском доме. И это не было связано с тем, как он был одет – вполне приличный свитер, джинсы, одет как большинство мальчишек в его возрасте. Он производил впечатление зверька из леса, которому приходиться самому выживать, искать себе пропитание и устраиваться на ночлег. Привели его мама и папа. Они жаловались на то, что ребенок стал неуправляемым, отказывается выполнять то, о чем его просят или делает все наоборот, может играть с угрозой для собственного здоровья, бросить с балкона банку с краской, не выполняет свои обязанности, не убирает за собой в комнате – в общем, ведет себя как любой мальчишка в этом возрасте. И в целом проблема достаточно обычная, особенно если учитывать, что недавно у Саши появилась маленькая сестренка, но очень захотелось Саше помочь – помочь достучаться до родителей. Ведь все поведение Саши скорее было сообщением для родителей, которое они никак не хотели или, скорее всего еще пока не до конца поняли, о чем оно. Именно поэтому они и пошли к психологу.

На следующей встрече мы работали вместе с Сашей вдвоем – ведь психологу тоже сначала надо услышать, о чем говорит ребенок. Оказалось, что Саша смотрит на все события в жизни через «темные очки», да я не оговорилась, не через розовые, а через темные. Именно поэтому все, что происходит, вызывает у него грустные и тревожные переживания, но это никто не выдержит долго, особенно маленький мальчик. И мы стали работать с Сашей над тем, чтобы снять эти «темные» очки, чтобы снова вспомнить какого цвета на самом деле небо, трава, друзья вокруг, мама и папа, сестренка, появление которой Саша как бы не хотел замечать.

В этом деле нам конечно нужна мама. По секрету скажу, что никакой психолог маму не заменит, каким бы он гениальным не был, он мамой не станет. Но так случилось, что мама Саши за ежедневными заботами стала забывать смотреть на него добрыми глазами. Описывая своего ребенка, она больше говорила о его негативных качествах, чего он не умеет, чего он не может, как он не слушается и т.д. Обычно мы почти все так себя ведем. И через некоторое время наши дети именно такими и становятся. И мы с мамой стали потихоньку вспоминать, что у Саши есть хорошо. Сашина мама даже завела дневник, чтобы записывать его хорошие качества и поведение. Оказалось, что его так много! По заданию мама Саши стала читать ему специальную колыбельную, часто обнимать его и говорить Саше приятные слова, иногда просто сажать его на колени, как это делают с совсем маленькими детьми. Она также помогала Саше увидеть в его обычной жизни положительные, веселые события, отмечать их и запоминать.

Конечно, нам еще нужен папа, ведь без папы бывает так плохо. И Сашин папа стал читать ему на ночь книжку, они поехали в музей военной техники – ведь они мальчишки и им есть о чем поговорить. Помню, как на следующем занятии Саша с горящими глазами рассказывал, как они ездили с папой в музей и что они там видели.

И знаете что, через некоторое время рисунки Саши изменились – в них появились яркие цвета взамен темных и страшных, поведение Саши стало более спокойным. Дома у него появилось свое маленькое место для игр, где он был хозяином. Ему уже не надо было не слушаться папу и маму – они и так обращали на него внимание. Он стал им помогать заботиться о своей сестренке, и она появилась на его рисунках.

Это была работа, которая принесла нам обоим – мне и Саше – удовольствие и радость, так как нам вместе удалось донести необходимое сообщение до родителей, и они смогли найти в себе силы услышать его и что-то поменять в своей жизни. Они вспомнили, как это хорошо жить дружной и теплой семьей, когда ты делишься тем хорошим, что есть у тебя, а в ответ делятся с тобой и от этого становиться еще радостней.

Семья – это живой организм, который постоянно растет и изменяется, и это развитие не всегда идет плавно и так как нам удобно. В этой ситуации любой семье нужно запастись терпением и вниманием друг к другу, желанием помочь и совместно преодолеть возникающие трудности.

Известно, что каждая семья проходит определенные этапы в своем развитии. Некоторые из этих этапов носят кризисный характер, то есть в семье должны произойти изменения в структуре взаимоотношений, поменяться отдельные правила и обязанности по отношению друг к другу, и не каждый член семьи бывает готов к таким изменениям, не все могут принять их легко, от этого и зависит острота кризиса.

Психологи выделяют следующие фазы жизненного цикла семьи, в рамках которых семья решает определенные задачи:

1 этап: супружеская пара без детей. Основными задачами на этом этапе будут формирование брачных отношений, удовлетворяющих обоих супругов; урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями; вхождение в круг родственников обоих из супругов.

Супруги должны приспособиться друг к другу, и понять какие традиции родительских семей они хотят сохранить, а какие создать заново.

2 этап: появление в семье детей (длиться примерно для достижения ребенком 2,5 лет). Здесь появляются задачи адаптации к ситуации появления ребенка, забота о правильном развитии младенца; организации семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.

Рождение ребенка нередко приводит к охлаждению отношений между супругами, остается меньше времени друг на друга. Накапливающая усталость может мешать достижению согласия в отношения супругов, в вопросах воспитания. Здесь как никогда нужна взаимная поддержка и терпение.

3 этап: семья с детьми-дошкольниками. Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости помощи в из развитии; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.

4 этап: семьи с детьми – младшими школьниками(дети от 6 до 13 лет). Задачи стадии: присоединения к семьям с детьми школьного возраста, изменение ролевого взаимодействия с ребенком; побуждение детей к достижению успехов в школе.

5 этап: семьи с подростками. Этот этап часто совпадает с кризисом среднего возраста у родителей и с подростковым кризисом у детей. Основные задачи этой стадии – это установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры. Семья стоит перед необходимостью научиться конструктивно разрешать конфликты между родителями и детьми-подростками. Успех ожидает семью, если она будет поощрять независимость подростка, но возражать против вседозволенности.

Существует множество факторов, которые мешают семье разобраться в проблемах подростка (неудачный брак родителей и их попытки найти любимого человека вне семьи, слишком большая занятость на работе, необходимость ухаживать за пожилыми или больными родственниками и т.п.). во всех этих случаях подросток чувствует, что им не интересуются, ему не доверяют, его осуждают, - и становится одиноким, депрессивным и враждебным.

6 этап: уход молодых людей из семьи. Задачи этапа: перестройка супружеских отношений; сохранение духа поддержки как основы семьи.

Когда дети уходят, изменяются физические и эмоциональные особенности семьи. Отказ от родительских ролей иногда дает супругам чувство освобождения, возможность осуществить заветные желания и реализовать свои скрытые возможности. Однако в других случаях это может разрушить семью, привести к ощущению родителями потери.

7 этап: старение членов семьи(до смерти обоих супругов). Задачи: адаптация к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение семейных связей и адаптация к старости.

При переходе от одного жизненного этапа к другому в семье и происходят кризисы, так как в эти моменты у семьи возникают новые потребности, а старые способы достижения этих потребностей уже не подходят, и семье необходимо перестраиваться.

Кроме этого на наше поведение в семье влияет тот опыт, который мы вынесли из наших родительских семей, то каким образом общались между собой наши родители, как они выстраивали свое взаимодействие с нами, как они разрешали конфликты или выражали свои негативные эмоции. Иногда можно слышать такие фразы: «Я никогда не буду наказывать своих детей, как это делали со мной!», но через некоторое время можно заметить, что человек ведет себя именно также и это происходит достаточно часто. Просто в своей жизни мы можем использовать только то, чему мы научились до этого, а самые первые уроки мы получаем в родительской семье. Только специальное осознание, наблюдение за собой и сознательное изменение своего поведения может сформировать у нас новый стиль взаимодействия с окружающими нас людьми.

Кроме этого обращение за квалифицированной психологической помощью поможет в преодолении и разрешении кризисных ситуаций в семье, даст возможность дальнейшего роста и развития семьи как гармоничного организма.

Мама большой семьи пришла за консультацией в Психологический Центр, обеспокоенная состоянием своих младших детей. Всего в семье трое детей, старший ребенок – молодой человек 18 лет от первого брака Ирины, вторая девочка 10 лет и третий мальчик 6 лет, есть и муж, про которого Ирина говорит вскользь, не возлагая больших надежд и думая, что детьми он давно не интересуется, а занимается только работой. Ирина жалуется, что девочка стала очень застенчивой, малообщительной, разговаривает шепотом, младший мальчик также замкнутый, не общается ни с детьми, ни с взрослыми, очень обидчивый, с трудом может участвовать в общей игре при этом почти не слышит других детей, поэтому игры не получается, интересуется только железными дорогами и только о них может говорить. Молодой человек Петр со слов мамы вообще «от рук отбился», у него появилась девушка, в общих событиях семьи участвует без особого интереса, а чаще лежит на диване или играет на компьютере. Муж давно у нее теплых чувств не вызывает, но это ее устраивает.

Мы договариваемся о следующей встрече, на которой должны присутствовать все члены семьи, ведь у каждого в семье может быть свое представление о том, что у них происходит и что кого не устраивает.

К нам на встречу (с семьей работало два психолога) пришли почти все кроме Петра. Девочка Юля действительно говорит очень тихо и надо постоянно прислушиваться, но из всех присутствующих она производит наиболее благоприятное впечатление, от нее чувствуется тепло и готовность к поддержке. Она жмется к папе и сидит рядом с младшим братом Сережей, опекая его. Сережа смотрит на все из-под лобья, испуганный происходящим, молчит на любой вопрос, и почти плачет, ему пока не очень-то интересно здесь сидеть и не понятно, что от него хотят. Папа большой и очень устойчивый, он знает многое о детях, и даже не совсем понимает, зачем его жена хочет, чтобы они ходили к психологам. Мама Ира на этот раз ведет себя очень тихо, почти молчит и занимает выжидательную позицию.

Работа идет так, что первые несколько встреч психологи пытаются услышать, как каждый видит свою семью и те проблемы, которые в ней существуют. Ведь перед началом любой работы нам необходимо понять, чего хочет семья, к достижению каких целей мы все вместе будем двигаться, так чтобы у семьи был единый маршрут движения, и не получилось как в басне про рыбу, рака и щуку.

В процессе наших встреч прояснилось, что младшие дети почти не получают эмоционального тепла от родителей, и Юля заботиться о Сереже и передает ему часть своего тепла, когда он прибегает к ней по утрам посидеть поболтать. Юлю иногда поддерживает папа, который обычно очень занят на работе, но иногда уделяет им время, хотя мама в это не верит и не замечает. Петр уже взрослый и конечно рвется из семьи, но мама все еще пытается его контролировать, надеясь от сына получать поддержку и общение, которое не ищет у мужа. Вот вся семьи и пошла в разные стороны.

Но что самое интересное, когда мы все вместе с семьей смогли увидеть, что происходит, оказалось, что никто пока не готов что-либо менять и вкладываться в работу. Вдруг помогло лето (как бывает иногда в работе психолога – иногда помогает окружающий мир), ведь у детей каникулы! Мама с младшими детьми поехала отдыхать, а мужчины получили задание позаботиться о семье. Я с нетерпением жду их возвращения с каникул и надеюсь, что лето добавит тепла и радости в их отношения.

То есть эта история не имеет пока окончания, но мне хотелось бы, чтобы оно было светлым и радостным.

Мы часто представляя себе идеальную семью забываем, что любовь – это труд, который требует большого терпения и понимания по отношению к другому, способности учитывать чувства другого и идти на компромисс, любовь – это часто подвиг, который берут на себя будущие супруги, создавая семью.

Ваша Наталья Фрид

P.S. Все имена героев изменены.



Просмотров: 376
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что создает семью? Три типа современной семьи от семейного психолога Зберовского
  • Зачем прорабатывать свои детские травмы или история из жизни одной семьи
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 1. Жестокое обращение с детьми: формы и последствия
  • Мужья уходят из семьи. Почему? Лучшие советы, которые вы можете получить от семейного психолога
  • Психосоматические семьи. Когда болезнь приносит выгоду.
  • Испытание семьи: больной ребенок
  • Невидимый ребенок - последствия дисфункциональной семьи
  • Десять шагов любовницы по разрушению семьи своего мужчины
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • Влияние опыта жизни супругов в родительской семье на построение собственной
  • Семейные традиции, как фундамент семьи
  • Алкоголизм и наркомания. Что зависит от семьи?
  • Личное пространство в семье. Плюсы и минусы личного пространства в семье
  • Очень полезная книга для детей и родителей.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Уволен из семьи.
  • Неискренность мужчины как причина несчастья семьи.
  • Мама + папа = секс. И никаких детей!
  • Сказка о планировании семьи
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕДЕФИРЕНЦИРОВАННЫЕ СЕМЬИ
  • Как распознать насилие в семье? Психологические особенности женщин-жертв насилия в семье
  • 10 советов от старшего, мудрого поколения. О жизни, работе, учебе, семье, одиночестве, возрасте...
  • Мы очень похожи, но абсолютно разные. «МАМА» - конституциональные психотипы.
  • 💥Как уводят мужа из семьи? 💥Все уловки и хитрости любовниц расскажет семейный психолог Зберовский
  • Клад, который всегда с тобой (игры в жизни детей и взрослых.)
  • Можно ли говорить о треугольнике Карпмана в ситуации абьюза в семье?
  • МИР ОЧЕНЬ ЧАСТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ
  • Плачет мама, папа, я – вот так адаптация!? Часть 2.
  • "Театр одной семьи"
  • Расстановочные техники. Блок – Отношения и конфликты (партнер, семья, дети, коллеги)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь