|
«Голос Монстра» в помощь психотерапевту
Хочу поделиться собственным опытом использования фильма(книги) «Голос Монстра» Патрика Несса в психотерапии людей, которые живут с тяжелобольными или умирающими родственниками.
Чем впечатлилило это произведение лично меня. Голос Монстра – это не волшебная добрая сказка на ночь, это история которая заденет струны души каждого, кто терял близких. Это неодназначные истории, которые повествует Монстр, каждая из которых заставляет задуматься и переосмыслить ценности которые у нас имеются.
Главный герой Коннор в свои 13 лет переживает умирание своей мамы, массу чувствкоторые с этим связаны от страха и бессилия до активной ярости и безудержной агрессии. Коннор ищет способы как справиться с сложными переживаниями.
Голос Монстра – это разговор мудрого взрослого и ребенка о том, о чем обычно не говорят, о чувствах, о смерти, о прощении и прощании.
Жизнь после смерти
Конор открыл глаза. Он лежал в траве, на холме у дома.
Он по-прежнему был жив.
Но самое худшее, похоже, уже случилось.
— Почему я остался жив? — прохрипел он, закрывая лицо руками. — Я заслужил самого худшего.
— Ты? — поинтересовалось чудовище. Оно стояло над мальчиком.
Конор начал говорить, медленно, болезненно, с трудом выговаривая каждое слово.
— Я долго думал об этом, — сказал он. — Я знал, что она не поправится, почти с самого начала. Она говорила, что ей становится лучше, потому что я хотел слышать именно это. И я верил ей. Я не возражал.
— Нет, — объявило чудовище.
Конор сглотнул, все еще борясь с собой.
— И я захотел, чтобы все закончилось. Как сильно я хотел перестать думать об этом! Я не мог ждать больше. Я не мог вынести мыслей об одиночестве.
Конор и в самом деле заплакал, и тем сильнее, чем больше думал о том, что сделал. Он плакал даже сильнее, чем тогда, когда узнал, что мама серьезно больна.
— Часть тебя все время хотела, чтобы все это закончилось, даже если это означало потерять ее, — продолжало чудовище.
Конор кивнул, совершенно неспособный говорить.
— И кошмар начался. Кошмар этот всегда заканчивался…
— Я не удержал ее, — с трудом выдавил он. — Я мог удержать ее, но не удержал.
— И это — правда, — кивнуло чудовище.
— Но я не хотел этого! — воскликнул Конор, и голос его звенел. — Я не хотел выпускать ее! А теперь она умирает, и это моя вина!
— А вот это уж точно не правда, — заметило чудовище.
Печаль сжала Конору горло, подобно удавке, мускулы свело. Он едва мог дышать, каждый вдох давался ему с большим усилием. Мальчик снова упал на землю, желая провалиться сквозь нее, раз и навсегда.
Он едва почувствовал, как огромные пальцы чудовища подняли его, сложившись лодочкой. Мягкие и нежные ветви обвили его, чтобы он мог откинуться на спину.
— Это моя вина, — сказал Конор. — Я не удержал ее. Я был слаб.
— Это не твоя вина, —объявило чудовище, его голос поплыл в воздухе, словно ветерок.
— Моя.
— Ты просто желал, чтобы боль закончилась, — продолжало чудовище. — Твоя собственная боль. И наступил конец твоему одиночеству. Это совершенно нормальные человеческие желания.
— Я не думал об этом, — возразил Конор.
— И думал, и не думал, — протянуло чудовище.
Конор фыркнул и посмотрел в лицо чудовища, которое было большим, как стена.
— Как и то, и другое может быть правдой?
— Люди — сложные существа. Как королева может одновременно быть доброй и злой ведьмой? Как убийца может быть убийцей и спасителем? Как может Провизор быть злобным, но благонамеренным человеком? Как пастор может заблуждаться, но быть добросердечным? Как невидимый человек может стать более одиноким, став видимым?
— Я не знаю, — Конор пожал плечами, хотя едва мог двигаться. — Твои истории всегда казались мне бессмысленными.
— Ответ прост: не имеет значения, что ты думаешь, — продолжало чудовище. — В мыслях ты противоречишь себе сотни раз за день. С одной стороны, ты хотел дать ей уйти, а с другой, ты в отчаянии призвал меня её спасти. Ты верил успокоительной лжи, зная болезненную правду, которая делала эту ложь необходимой. И ты сам наказал себя за веру и в то, и в другое.
— Но как ты борешься с этим? — спросил Конор, и голос его окреп. — Как бороться с этим беспорядком, который творится в душе?
— Говори правду, — ответило чудовище. — Как сейчас.
Конор снова вспомнил руку матери, и как она выскользнула…
— Прекрати, Конор О’Молли, — мягко проговорило чудовище. — Вот почему я отправился погулять — сказать тебе это, чтобы ты мог выздороветь. Ты должен услышать.
Конор сглотнул.
— Я слушаю.
— Ты пишешь свою жизнь не словами, — объяснило чудовище. — Ты пишешь ее делами. Не важно то, о чем ты думаешь. Важно только то, что ты делаешь.
Наступила тишина: Конор пытался перевести дух.
— И что мне делать? — наконец спросил он.
— Делай то же, что и сейчас, — ответило чудовище. — Говори правду.
— И всё?
— Ты думаешь, это легко? — огромные брови чудовища поползли вверх. — Ты готов был умереть, только бы не сказать ее.
Конор посмотрел на свои руки и наконец расцепил их.
— Потому что это была очень плохая правда.
— Это всего лишь мысль, — объяснило чудовище. — Одна из миллиона. Она не вызвала никакого действия.
Конор сделал глубокий, долгий и всё ещё хриплый вдох.
Он не закашлялся. Кошмар больше не наполнял его, не сжимал грудь, не пригибал к земле.
Он его даже не чувствовал.
— Я так устал, — проговорил Конор, положив голову на руки. — Я так устал от всего этого.
— Тогда спи, — приказало чудовище. — Пришло время.
— Пришло ли? — пробормотал Конор. Неожиданно он понял, что не может держать глаза открытыми.
Чудовище еще раз изменило форму руки, сделав гнездо из листьев, в котором Конор удобно устроился.
— Мне нужно увидеть маму, — запротестовал он.
— Ты её увидишь. Обещаю.
Конор открыл глаза.
— Ты будешь там?
— Да, — ответило чудовище. — Это будет окончанием моей прогулки.
Конор почувствовал, что его качает на волнах, одеяло сна окутало его, и он ничего не мог поделать.
Но, уже засыпая, он успел задать последний вопрос:
— Почему ты всегда появляешься в одно и то же время?
Он уснул, прежде чем чудовище ответило ему.
На консультациях с клиентами у которых тема смерти актуальна использую это произведение как наглядность того, о чем говорю, о горевании, о разных, порой противоречивых чувствах, о разрешении чувствовать и жить дальше.
После первой, второй встречи рекомендую посмотреть( прочесть) кому как нравиться , а потом обсуждаем.
Задаю вопрсы:
Что позволяешь себе рядом со своим близким, а что нет? Какие чувства вызвали персонажи притч, королева, принц, знахарь и др? Похожи ли твои переживания на тоЮ что происходит с Коннором?
Безусловно я не задаю все вопросы подряд, они вплетаются в канву терапии, я наблюдаю, слушаю, если уместно спрашиваю.
Когда проживание бессилия, злости, утраты будут пройдены, возможно и настанет «жизнь после смерти» близкого человека.
Возможно кому то будет полезен такой инструмент.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|