На консультацию к специалистам психологического профиля приходят очень разные люди с самыми разнообразными вопросами, трудностями, запросами.
Довольно часто сталкиваюсь с тем, что клиенты «выдают» негативные (я бы даже сказала - гневные) реакции, если специалист не оправдал их ожиданий, то есть не кинулся спасать и «причинять добро», что должно выглядеть в виде совета или готового рецепта о том, как исправить то, с чем человек пришёл на приём.
Слушая клиентов, проясняя с помощью разных вопросов их ситуацию, специалист-психолог не только складывает из разрозненных фактов общую картину того, что именно происходит в жизни клиентов, но и проверяет возникающие гипотезы о том, что могло быть причиной происходящего, а что нужным решением. Это нужное решение есть только внутри самого клиента. Его не может быть у другого человека, пусть даже психолога или психотерапевта.
Осознавание возможных причин того, что в жизни мешает, не устраивает, тяготит может привести к нахождению нужного решения, путей выхода или изменений. Именно для этого специалист-психолог задаёт клиенту вопросы типа: «Как вы думаете..?», «Что изменилось бы, если...?» и т.п. Цель этих вопросов - побудить человека искать на них свои собственные ответы. Но ожидания у клиента психолога бывают иные: получить помощь в виде подсказки, готового рецепта или совета. И когда этого совета им не дают, а вместо него задают вопросы, клиент возмущается: «Я пришёл, чтобы вы мне объяснили, подсказали. Если бы я знал сам, я бы к вам не пришёл!»
Зачем, спросите вы, психолог побуждает искать клиента ответы, если гораздо проще просто дать свой ответ, рецепт или рекомендацию.
Действительно, гораздо проще дать совет, подсказать клиенту то, что мне, со стороны, кажется таким очевидным или «правильным». Только ценности у такой моей подсказки для клиента не будет никакой. В нашей беседе он может согласиться со мной, может отнестись к совету с недоверием, как к «психологическим бредням», а может и вовсе обесценить. Ценным будет только то, что человек нашёл внутри себя сам. Именно это приведёт к нужным решениям и переменам.
Когда-то мне помогла это понять моя преподаватель в университете, Оксана Владимировна Киселева. Я была очень дотошной студенткой, и всегда задавала много вопросов. А Оксана Владимировна была одной из тех немногих преподавателей, что никогда не давали готовых ответов, а побуждали размышлять и находить свои собственные. Вначале я так же, как и те клиенты, о которых писала выше, сердилась. Что, трудно просто ответить? Зачем «вопросом на вопрос»? А потом поняла, что именно благодаря тому, что я не получаю готовых ответов, я начинаю хорошо разбираться в очень сложной науке психологии. И именно благодаря этому я тот специалист, который отлично знает и любит свою профессию.
Думаю, теперь вы понимаете, почему во многих публикациях моих коллег встречается фраза «психолог советов не даёт». Может быть, иногда, только рекомендацию. По взаимодействию, поведению в конфликте и т.п.
Специалист психологического профиля в качестве «Банка советов» бесполезен. Психолог полезен много большим: он способствует формированию у своих клиентов важного навыка по поиску собственных ответов, и только они представляют собой истинную ценность!
Ценных вам находок внутри себя!