Шевченко Ирина Николаевна. Арттерапия как средство укрепления здоровья дошкольников

Арттерапия как средство укрепления здоровья дошкольников

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18 п. Разумное Белгородского района Белгородской области»

Подготовила воспитатель:

И.Н. Шевченко п. Разумное 2015г.

Искусство всегда несет в себе нечто,
Преодолевающее обыкновенное чувство.
Л.С. Выготский

Арт – терапия (буквально «терапия искусством» от лат… – искусство и греч …… – лечение) – технология (методика) лечения и развития при помощи искусства творчества.

В настоящее время существует два подхода к пониманию и трактовке арт — терапии.

В узком смысле (классический подход) арт – терапия понимается как лечение с использованием средств изобразительного искусства (изотерапия).

В широком смысле (современный подход) артерапия – это терапия с использованием всех средств искусства: музыки, танца, физических упражнений и других его видов.

Арттерапия на протяжении долгого времени успешно используется в педагогике, медицине, психологии и др., т.к считается одним из наиболее мягких но эффективных методик (совокупности методов) и технологий (совокупности методов, форм, средств и приемов) используемых в работе психологами, психотерапевтами, педагогами поскольку является междисциплинарной, соединяющей в себе различные области знаний (психологию, медицину, педагогику и др.).

Сегодня существует специальное педагогическое направление арттерапии, цели которой – развитие, коррекция, воспитание и социализация личности детей – напрямую связаны с их физическим, умственным психическим и социальным здоровьем.

Из истории арттерапии

Лечение искусством применяют с давних пор, так как приятные эмоции, возникающие при соприкосновении с ним, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ в организме, стимулируют дыхание и крообращение.

На заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи философы педагоги использовали различные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, музыки, движений, театра, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Самая древняя притча, связанная с использованием искусства как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говориться, что Давид. играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы (Аристотель, Пифагор, Платон и другие), подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством. Психологический механизм катарсиса был раскрыт отечественным ученым Л.С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее необыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенные боль и волнении. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е положительную эмоцию, которая несет в себе искусство.

Таким образом, выполнение творческих заданий (терапия искусством) на музыкальных и других занятиях в детском саду является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического, эмоционального состояния и здоровья в целом детей – дошкольников.

Основные функции арт-терапии

1. Координирующая

Творчество требует от ребенка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на его психику и весь организм, а значит, на его психическое и физическое здоровье, т.е творческий процесс исцеляет.

1. Познавательная

Кроме сохранения здоровья, арттерапевтические техники и технологии создают условия для познания, самопознания и творческого самовыражения каждого дошкольника. Арттерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В творчестве человек воплощает свои эмоции, ожидания, ожидания, сомнения, страхи, переживания и т.п, проиcходящее на бессознательном уровне, и через различные арттерпевтические (художественные, хореографические и другие) образы наше бессознательное взаимодействует и проявляется в нашем сознании, что, безусловно, помогает человеку лучше познать себя.

2. Развивающая

Различные арттерапевтические виды, техники развивают творческие способности ребенка, поскольку во время занятий арттерапией человек зачастую открывает в себе неведомые ему ранее таланты и способности, открывает и использует свои внутренние ресурсы для своего самообразования и саморазвития, что способствует развитию креативности (творческих способностей), оригинальности, нестандартности мышления.

3. Адаптационная

Арттерапия является эффективным способом социальной адаптации, поскольку в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым в силу разных причин бывает сложно выразить свои мысли вербально, словами.

4. Коммуникативная

Как показывает практика, арттерапия помогает быстрее устанавливать отношения между людьми, поскольку посредством различных видов искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает об окружающих его людях.

5. Стимулирующая

В большинстве случаев арттерапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, что помогает им преодолеть пассивность, безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

6. Диагностическая

Продукты творчества ребенка являются объективными показателями его настроения, мыслей, желаний, что позволяет их использовать для диагностики с целью ретроспективной оценки и отслеживания динамики развития каждого дошкольника.

7. Психотерапевтическая

Побочным продуктом терапии искусством является возникающее в результате выявления у человека скрытых способностей, умений и их развития чувства глубокого удовлетворения, развития уверенности в себе, своих возможностях, гармонизации эмоционального состояния.

Опираясь на работы известных отечественных и зарубежных специалистов (Н. А. Ветлугина, И.И. Сакулина, Л.С. Выготский), можно объективно утверждать о положительном влиянии искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

Арттерапия, то есть терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки, танца, физических упражнений и других его видов, может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного возраста.

Основные направления использования искусства в коррекционной работе с детьми

В настоящее время выделяют несколько основных направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии: 1) психофизиологическое (связано с коррекцией психосоматических нарушений), 2) психотерапевтическое (связанное с воздействием на познавательную и эмоциональную сферы) 3) психологическое (выполняющее катаристическую, регулятивную, коммуникативную функции), 4) социально – педагогическое (связанное с расширением общего и художественно – эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в его практической творческой деятельности). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами в развитии осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно – развивающие методики, которые используются в рамках арттерапии.

Арттерапевтические методики дают положительные результаты в психокоррекционной и социально – оздоровительной работе с детьми так называемых «проблемных» групп. К таким детям относятся дети с нарушением речи, слуха, зрения и др., зачастую нуждающиеся, прежде всего, в коррекции эмоционально – личностной сферы. В содержание данной работы включается:

  • Оказание помощи детям в исследовании себя и решении собственных проблем путем воспитания способности к гармоническому восприятию внутреннего и внешнего мира;
  • Облегчение процесса адаптации в микро- и макро социальной среде; создание специальных условий оздоровления средствами арттерапии;
  • Пропаганда среди родителей использования коррекционных арттерапевтических методик как инструмента самооздоровления.

Анализ итогов контрольной диагностики, проведенной с детьми «проблемных» групп показали, что вследстивие использования различных арттерапевтических методик в психокоррекционной и оздоровительной работе получены следующие положительные результаты:

  • Улучшено психоэмоциональное состояние ребенка (исчезли тревожность, безразличие, скука, отсутствие интереса);
  • Изменились цветовые выборки, более предпочитаемыми стали желтый, синий, зеленый цвета, которые свидетельствуют об устойчивом эмоциональном состоянии детей, потребности их в общении;
  • Расширена гамма позитивных эмоциональных чувств (радость, счастье, умиротворение;
  • Сформировалась позитивная оценка своего «Я», появилась уверенность социального признания не только личности ребенка, но и ценности создаваемого им продукта;
  • Дети овладели элементарными навыками общения, стали менее пассивны, стремятся вступать в контакт;
  • Налицо изменение внешнего вида ребенка (сияющие глаза, улыбчивость).

Виды арттерапии

С позиций классического подхода арттерапия включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: живопись, лепка, рисование, графика, фотография.

C позиции современного подхода арттерапия насчитывает значительно большее количество её видов. К ней относят: музыкотерапия, изотерапия, игротерапию, цветотерапию.

Основными видами арттерапии для дошкольников, на наш взгляд, могут быть:

  • Музыкотерапия, состоящая из пассивной, интегративной и активной, включающей, в свою очередь, вокалотерапию и фольклоротерапию
  • Кинезитерапия (танцевально-двигательная терапия), включающая хоротерапию, коррекционную ритмику, ритмотерапию и танцетерапию
  • Изотерапия – рисуночная терапия
  • Имаготерапия (куклотерапия, образно – ролевая драмтерапия и психодрама)
  • Сказкотерапия как один из видов библиотерапии
  • Акватерапия – лечение водой
  • Песочная терапия
  • Игротерапия как важнейшая игровая методика коррекции
  • Улыбкотерапия
  • Цветотерапия (хромотерапия) – лечение цветом
  • Маскотерапия, оригами.
Просмотров: 539
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Цобехия Анна Юрьевна. Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Веселова Н. В. Конспект организованной образовательной изобразительной деятельности с использованием техники пластилинографии во второй младшей группе.
  • Раиса Михайловна Уриш. Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Средняя группа. «Шарики для елочки»
  • Салимова Вера Анатольевна. ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)
  • Ткаченко Наталья Николаевна. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей средствами хореографического искусства»
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Использование фольклора в коррекции речевого развития «Конь – любимый образ народного искусства»
  • Птушкина Галина Анатольевна. Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как способ самовыражения посредством искусства
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Митенькина Елена Николаевна. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства
  • Гуркина Екатерина Николаевна. Конспект НОД Тема: Путешествие в мир изобразительного искусства
  • Румянцева Елена Юрьевна. «Ребенок в мире изобразительного искусства»
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Смирнова Светлана Васильевна. Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Безызвестных Наталья Владимировна. Использование различных видов театров в работе с детьми дошкольного возраста
  • Данилова Ольга Михайловна. Конспект занятия в подготовительной группе «Приобщение детей к прекрасному средствами искусства»
  • Литёнкина Ольга. Народного искусства для дошкольников (на примере татарской, чувашской, марийской матрёшек).
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Файзуллина Ляйсан Фаниловна. Аппликация «Осень» (НОД Работа в центре искусства)
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Миндубаева Светлана Василовна. Изо-терапия в работе с дошкольниками.
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Матвеева Татьяна Сергеевна. Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь