Маринчева Екатерина Вячеславовна. Использование фольклора в коррекции речевого развития «Конь – любимый образ народного искусства»

Использование фольклора в коррекции речевого развития «Конь – любимый образ народного искусства»Использование фольклора в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста Проект по теме «Конь – любимый образ народного искусства»
Автор: Маринчева Екатерина Вячеславовна, учитель-логопед, первая квалификационная категория,  ГБОУ СОШ № 763 с.п. №5 г. Москва
Вступление:
Конь – самый любимый образ народного искусства, начиная от древних оберегов и заканчивая детскими игрушками. Этот образ конька, лошадки проходит через все виды детской деятельности в дошкольном учреждении, через деятельность всех педагогов дополнительного образования и воспитателей, в зависимости от программных задач и содержания. Комплексный подход педагогов ДОУ к единой теме формирует у ребенка – дошкольника глубокие знания, помогает ярко и эмоционально воспринимать, а также по-новому представить то, что ему хорошо знакомо, тем самым содержательнее становится детское творчество.
Я большой и я красивый, я бегу –
И вьется грива,
Длинный шелковый хвосток и копытами
- цок, цок
Кто же это?
Ну, конечно лошадка, конь…
Тема домашних животных и нашей русской лошадки четкой линией проходит по всем направлениям коррекционной работы учителя-логопеда в ДОУ, начиная с самых маленьких воспитанников и заканчивая выпускниками.
Конечно, знакомство с этой темой  легче проводить педагогу и воспринимать ребенку с помощью устного народного творчества – веселых песенок, замысловатых загадок, пословиц, приговорок, считалок, скороговорок, сказок.
Кто-то подумает, что это все простая забава, но на самом деле это работа – коррекционная, нужная. Мы, логопеды, можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком.
В наше время между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную.
Устное творчество, фольклор дает прекрасные образцы речи. Пословицы, поговорки, скороговорки образны,  поэтичны, в них много метких определений.
Устное народное творчество нужно и можно использовать для развития просодической стороны речи: дети должны иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр и интонации.
Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в игре, в шутке, в привычной обстановке. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как ни в сказках, играх-драматизациях дети могут развивать монологическую и диалогическую речь?
Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух. Народное творчество призвано развивать воображение, мышление. Но не все дети, имеющие нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, загадки, пословицы, скороговорки.
Детей нужно учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать.
Логопедические занятия включают в себя и работу над словарем ребенка, работу над грамматическим строем речи, и развитие связной речи, психических процессов.
По теме «Домашние животные» мы, конечно, знакомим детей с его представителем – лошадью. Мы работаем над обогащением предметного словаря, изучаем  названия профессий людей, которые работают с животными: это конюх, доярка, пастух. Проговариваем, где живут животные, в том числе и лошадка: ФЕРМА, КОНЮШНЯ. Работа ведется над активизацией словаря признаков (ЛОШАДКА – БОЛЬШАЯ, С ДЛИННОЙ, ГУСТОЙ ГРИВОЙ, КОРИЧНЕВАЯ, БЫСТРАЯ). Активизация глагольного словаря включает вопросы: как лошадь голос подает? Она ржет.
Грамматический строй речи мы развиваем, образовывая существительное множественного числа от единственного: жеребенок – жеребята, конь – кони, согласовываем числительные в роде, числе: один конь, два коня, пять коней, одна лошадь, две лошади, пять лошадей.
Занимаемся образованием существительного единственного и множественного числа в разных падежах:
нет коня – много коней,  Р. п.
нет лошади – много лошадей,  Р. п.
Лошадь кормят сеном. – Тв. п.
Учимся образовывать притяжательные прилагательные:
Морда (чья?) лошадиная,
занимаемся образованием сложных слов:
Длинная грива – длинногривая
Короткий хвост – короткохвостая
В процессе развития связной речи учимся составлять рассказы по схеме: внешний вид животного, части тела, детеныши, повадки, кто ухаживает, какую пользу приносит животное. Все эти занятия очень нужны и важны для развития речи ребенка.
Но все же знакомство с животными удобнее проводить с помощью игр, устного народного творчества, как на логопедических занятиях, так и в музее народного творчества, который есть на базе нашего сада.
Для детей 3-4 лет (это младшие и средние группы) я предлагаю различный речевой материал в виде фольклорных прибауток, для которых характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: КОТЯ – КОТОК, ЛОШАДУШКА и т.д. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это в слове. Это лучший способ развития координации движения, общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Сам на лошадке
Жена на коровке,
Дети на телятках
Внуки на козлятках.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой
В гости нас звала соседка
Кушать бублик сладкий.
Так как прибаутки тесно связаны с движением, с ритмом, детям на занятиях можно предложить логоритмические упражнения. По этой теме упражнение «Лошадки»:
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
Вот широкая река
В ней холодная вода!

Пейте!

Хороша водица!

Постучим копытцем!

Эй, лошадки, все за мной

Поскакали все домой. Гоп-гоп-гоп!

Для более старшего возраста (дети 5-6 лет) можно предложить перевертыши (или нелепицы, чепуха, небывальщина). Это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Как петух в печи пироги печет,

Конь у крыльца в три копыта бьет…

Лошадь ела сало, а мужик – овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез…

Детям этого возраста можно предложить загадки про лошадку, ведь народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка, памяти.

Не пахарь, не кузнец

Не плотник, а первый

На селе работник.

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу

Грива вьется на ветру.

В этом возрасте можно предложить ребенку несложные скороговорки на те звуки, которые уже сформированы

Не гони коня кнутом

Гони коня овсом.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Коваль ковал коня,

Конь копытом коваля,

Коваль кнутом коня.

На логопедических занятиях часто используются пальчиковые упражнения, с элементами мелкой моторики. Используя игровую ситуацию и подражательные способности детей можно легко добиться того или иного звука. Дети могут изображать кистями рук животных, птиц, подражать им.

Например логопедическая физ. Минутка «Лошадка» ( с использованием рук, пальцев)

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки

Чок-чок-чок, чок-чок-чок

Скачет резвый табунок.

Знакомство с темой «Домашние животные» (лошадь) удобно проводить с помощью стихотворного материала. Первое содержит описание внешнего вида животного:

В этом стойле за оградкой

Спит и ест моя лошадка.

Причешу ее, и грива

Ляжет волнами красиво

Дам лошадке сахарку,

Будет рада седоку,

Понесет меня галопом

По лесным тенистым тропам.

Во втором описываются детеныши животных:

Малыш длинноногий,

Малыш длинногривый,

Мама довольна:

Сыночек красивый.

Он бегает рысью, Он скачет галопом, копыта по тропке

Стучат «Топ-топ-топ».

Так как в возрасте 5-6 лет дети начинают учиться правильно, произносить более сложные свистящие и шипящие звуки, то на этапе автоматизации можно предложить ребятам такие стихи:

Лошадь кошелек нашла,

В магазин она пошла

Дешевый шоколад купила,

Шубу, шапку, шило.

Везет нас лошадка,

Лошадка, лошадка –

Ни шатко, ни валко,

Ни валко, ни шатко

Стегнуть бы

Кнутом бы

Лошадку,

Да жалко…

У детей подготовительной к школе группе должен уже быть развит по возрасту словарный запас, но еще продолжают совершенствоваться речевые навыки: согласование существительных и качественные прилагательные (конь каурый, быстрый), образование притяжательных прилагательных (лошадиный корм, лошадиная грива), образование падежных форм («Лошадь ест овес», «конь живет в конюшне»). На логопедических занятиях ведется работа по постановке и автоматизации свистящих, шипящих и самых сложных – сонорных звуков.

Тут в работе очень помогают скороговорки, чистоговорки: они способствуют  правильному и «чистому» проговариванию звуков. У скороговорок своя игра звуков и слов. Это еще и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова.

Еще одна особенность скороговорки – ее сложная ритмика. Скороговорка  требует  четкой организации голоса, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, способствуют автоматизации звуков речи.

Лошади любят овес,

Леша им сена привез.

Лошадь ржала –

Рожь пожрала.

Любимое лакомство

Нашей лошадки –

Яблочко, сахар и овощи с грядки.

Эй, кузнец,

Молодец!

Захромал мой жеребец!

Это чистоговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков (ц; к; г; х; й)

Гоп! Гоп! Конь живой,

И с хвостом и с гривой

Он качает головой

Вот какой красивый!

Цок, цок, цок!

Ты лошадка – серый бок,

Ты копытцем постучи,

Нас скорей домой домчи.

Стихотворные тексты уже более сложные, на закрепление свистящих и сонорных звуков.

По полям, по взгорьям

По степным раздольям

Лихо мчатся скакуны

Из далекой стороны

На них всадники сидят

Сабли острые горят!

Коррекционная работа зачастую невидима, сложна. Она включает различные виды деятельности: постановку звука, автоматизация звуков речи, упражнения для выработки речевого дыхания, развития мелкой моторики, связной речи, грамматического строя.

И от оптимального решения логопеда, его фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала для занятий.

Чтобы эта работа была живой, яркой, разнообразной, эффективной, чтобы воспитать у детей интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.

Просмотров: 673
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Шамбалова Зайтуна Нурумбетовна. «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Меняйло Юлия Геннадьевна. «Русское народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Бирюкова Вера Павловна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе дошкольного отделения для детей мигрантов ТЕМА занятия: «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребёнком»
  • Казимирова Наталья Владимировна. Обогащение речи дошкольника и формирование способности к театрализованной деятельности через средства устного народного творчества.
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Аксёнова Ирина Александровна. Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [Р], [Р'] в связной речи по лексической теме «Весна»
  • Василевская Екатерина Юрьевна. «Использование народного календаря в развитии речи у детей с Тяжелым Нарушением Речи»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Оскомова Елена Александровна. Презентация на тему «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь