Автор:
Данилова Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ детский сад №39 «Ромашка» г.Видное Московской области
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». М.И. Калинин
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать конспект
Важную роль народного декоративно — прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно — прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
Один из наиболее выраженных показателей эффективности использования произведений декоративно-прикладного искусства при работе с детьми дошкольного возраста состоит в содействии развития творческого потенциала маленьких детей.
Народное искусство богато и разнообразно. Изделия народных мастеров и умельцев сегодня есть почти в каждом доме, будь то матрешка, или изделия из различных материалов — керамическая посуда, украшения, напольные ковры, вышитые руками мастеров скатерти, деревянные игрушки, которые так притягивают своей красотой и яркостью исполнения. Интерес к этому виду искусства усиливается.
И хорошо, что сегодня происходит возвращения к народным традициям, ценностям, но наша задача поддерживать и приобщать детей к народному искусству.
Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества является взаимосвязь народной музыки, декоративно — прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. Феномен интегрированного подхода в процессе приобщения дошкольников к народной культуре обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного из видов искусства в другой, например из музыкального в речевой. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей.
Народное искусство в воспитательной — образовательной работе с детьми, используется в интегрированной форме как в непосредственно образовательной деятельности, деятельности в режимных моментах, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.
Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декоративно — прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется эстетический вкус, формируется интерес к прекрасному в окружающей их жизни, и окружающему миру в целом. Помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогает ребенку расти и развиваться, как творческая личность, развивает умственную активность, эстетический вкус, ребенок замечает и радуется чему-то прекрасному и красивому, ребенок развивается всесторонне.
Ребенок узнает, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые одарены богатой фантазией, даром, создавать своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, народное искусство в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.
Успешность приобщения ребенка к культуре обусловливается способами восприятия мира, направленными на познание и самостоятельное создание художественной формы как универсальной способности.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Литература:
- Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. Л.: Детство — пресс, 1988.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк 2 –е изд. — М., 1967.
- Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 2015.
- Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Основы народного искусства. М.: Просвещение, 2014.
|